5 6 месячный ребенок. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Наконец-то! Вот вы и подошли к первой серьезной дате в жизни вашего крохи – 6 месяцев. Для нас, взрослых, это не великий срок, но для ребенка первые полгода – знаковый рубеж. За прошедшие месяцы ваш малыш уже многому научился: начал постигать азы общения, переворачиваться и садиться, есть густую пищу. А что еще должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Что умеет ребенок в 6 месяцев: рост, вес, моторные навыки

В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.

Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.

Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.

Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому

На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра - порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.

Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.

Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.

Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения , которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.

Цвет глаз: последние перемены

Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.

Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев

Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не , ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или . Или – со специальных детских творожков и кефира.

Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.

Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.

Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. , ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.

Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.

Ребенок в 6 месяцев: особенности общения

Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.

В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев - это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно .

Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме

Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:

  • умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад;
  • может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее;
  • пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;
  • охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;
  • любит бросать предметы и наблюдать, как они падают;
  • активно произносит звуки и слоги;
  • откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;

На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом

Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.

Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и . Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.

И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.

В 5 месяцев малыш приближается к границе первых серьезных побед. Маленький шестимесячный экватор не за горами, и малыш изо всех сил старается взять от нынешнего этапа по максимуму.

Его движения становятся уверенными и целенаправленными, звуки – более четкими и громкими, эмоции – яркими, привязанными к событиям, поведение кажется вполне осознанным. Кроха не только спешит узнать что-то новое, а как правило, ежедневно совершенствует ранее полученные навыки. Мама и папа замечают, что ребенок может много раз подряд повторить какой-то слог, либо какое-то движение. Это и есть практическое закрепление полученной «теории».

Что же умеет ребенок в возрасте пяти месяцев?

Основные навыки пятимесячного ребенка:
· уверенно принимает положение сидя, держась за руки взрослого;
· при подтягивании за ручки, из положения лежа в положение сидя, уверенно держит голову, не дает ей запрокидываться;
· в положении стоя (ребенка поддерживают за подмышки), практически полностью выпрямляет ноги в коленных и тазобедренных суставах;
· лежа на спине, поднимает вверх руки и ноги, может играться ими, тянуть свои стопы в рот;
· лежа на животе, уверенно приподнимается, удерживается в таком положении опираясь на предплечья;
· быстро переворачивается из живота на спину;
· уверенно хватает, удерживает, и тянет к себе игрушку;
· лежа на животе, пытается поднять над поверхностью руки и ноги.

Приведенный выше перечень говорит о базовых умениях ребенка пяти месяцев. На самом деле, как доктор, так и внимательные родители могут увидеть гораздо больше метаморфоз, произошедших за последние несколько недель.

Особенности развития ребенка пяти месяцев

Ряд сложнейших процессов, совершенствование многих систем организма младенца, колоссальные усилия малыша, приводят к незначительным (только на первый взгляд) достижениям: произнесенные слоги, эмоция, в ответ на раздражитель, условные рефлексы… С первых дней жизни малыш усердно готовился к будущим победам. Питание, сон, контакт с родителями и наблюдение за окружающим миром – все это строило платформу для более взрослого сегодня.

Даже физиологичное положение тела – результат постепенной, сложной трансформации «новорожденного сгруппированного комочка» в пятимесячного малыша, так напоминающего маленькую копию взрослого человека. Богатые эмоции, новые полуслова, стремящиеся к маме расправленные ладони… К этому ребенок шел не один десяток недель, о чем важно помнить, оценивая уровень его достижений.

Моторика и общая подвижность
1)Лежа на спине, ребенок активно перекатывается из одного бочка на другой. Переворачивается со спины на живот. В 5 месяцев это удается не всем детям, но это скорее связанно со слабостью мышечного аппарата, нежели недостаточностью нейромоторики. Младенец поднимает ножки, стопы подтягивает руками ко рту.
2)Лежа на спине, упирается головой и ступнями в поверхность кроватки, поднимает ягодицы вверх, образуя неровный «мостик». Лежа на животе, таз плотно прилежит к поверхности. Голова четко удерживается. Производит попытки ползти, но пока что они безуспешны, больше напоминают верткие движения с элементами ползания.
3)Предметы в руке держит уверенно, подолгу, бьет друг о дружку, о кровать, тянет в рот. В 5 месяцев момент захвата игрушки еще достаточно неуклюж: всеми пальцами и с разгону. Хватает и тянет в рот одеяло, пеленку, обсасывает их края. Может ровно лежать некоторое время (голова расположена симметрично по отношению к правой и левой части тела).
4)Движения нижних конечностей более координированы. В период активности ножки могут полностью разгибаться в коленях. Поочередно или одновременно сучит стопами по кровати. В расслабленном состоянии, ноги по-прежнему немного разведены, коленные суставы отведены кнаружи.
5)В 5 месяцев наступает стабилизация туловища, позвоночника. Это означает, что младенец практически готов к освоению положения сидя. И тем не менее, без поддержки позвоночник не будет находиться в расправленном (анатомически правильном) положении, потому манипуляции с высаживанием должны быть нечастыми, непродолжительными, будто тренировка перед заветными 6-7 месяцами. Во время таких процедур, можно проследить неуверенность, нестабильность положения тела. Кроха будто ловит равновесие: ручки крепко держатся за помощника, ножки подвижны, но напряжены.
6)Ребенок делает попытки встать. Опереться на ноги еще не может, потому много вертится, будто ищет другие варианты. Лежа на спине подтягивает вверх голову, руки и ноги, лежа на животе – пытается встать на колени, раскачаться. Малыш уверенно держит голову даже при быстром изменении положения тела. Яркую игрушку хватает полностью открытой ладонью, разведенными пальчиками. Крепко держит, не отдает, если ее легонько пытаются отнять.
Вкусовые рецепторы – как способ познания мира
С возраста 5 месяцев, ребенок понимает, что вкусовые рецепторы дают еще больше информации об интересующем предмете. Малыш настойчиво тянет в рот все, что попадается ему под руку. Родители не имеют права абсолютно все запретить тянуть в рот – это специфический метод познания, это этап развития. Потому, им важно отбирать такие предметы и игрушки, которые можно облизывать, сосать, кусать. Младенец уже способен выделить особенные игрушки среди прочих, быстро находит их среди многих других.
Размеры игрушек должны исключать риск заглатывания. Поверхность – легко мыться, не иметь опасных, токсичных красителей, элементов, о которые можно пораниться.
Важно! Крестики и булавочки – распространенная защита от «недоброго глаза и всякой беды». К сожалению, нередко, эти предметы становятся причиной серьезных травм и, соответственно, хирургических манипуляций. Подобные вещи могут храниться недалеко от малыша, вне зоны доступа, но никак не в кроватке, и тем более, не на самом ребенке.
Речевое развитие
Звуки, издаваемые ребенком, остаются гортанными, кроха практически не задействует губы и язык. Младенец часто напевает, или даже «поет» целые звукосочетания. Если ему комфортно, такие вокальные этюды могут длиться по нескольку минут кряду. Прислушивается сам к себе, если новый звук нравится – сразу же повторяет его. Возникают первые: да-да, да-де, га-га . Если взрослый поддерживает произнесенные псевдослова, малыш с азартом продолжает лепетать, таким образом весело беседуя. Замолкает либо восторженно вскрикивает услышав музыку. Проявляет эмоции радости либо недовольства в ответ на звучание определенных мелодий.
Социальный контакт
С каждым днем, ребенок все больше ощущает потребность в общении с другими людьми. Он требует 100% внимания, активного участия, взаимодействия. Эмоции становятся более разграниченными, сознательными. К привычной радости и недовольству присоединяются страх, скука, или даже ярость. Внимательно слушает «собеседника». Обижается, когда на него кричат, проявляет негодование когда что-то запрещают. Целенаправленно обращает на себя внимание. Четко дифференцирует интонацию.

Как создать оптимальные условия для развития ребенка 5 месяцев?

Теперь малыш гораздо меньше спит днем, и в периоды бодрствования максимально насыщает себя эмоциями, от чего быстро устает. Неудивительно – опытным путем познавать мир отнюдь нелегко! Самостоятельно регулировать «уровень нагрузки» кроха научится нескоро, для этого у него есть заботливые мама и папа. Правильный баланс, чередование своевременного отдыха и бодрствования – лучший помощник развивающегося, растущего организма.

Ночью ребенок спит около десяти часов. Крайне важно, чтобы ночной сон подкреплялся комфортными условиями.

Комфортные условия предполагают следующие требования:
o температура тела и температура в комнате (одежда должна быть комфортной, на комнатном термометре – 20-22°С);
o влажность – не ниже 50%;
o перед сном – проветривание комнаты в течение получаса-часа;
o тишина;
o темнота/приглушенный свет;
o чистый подгузник;
o сытый малыш J.
Купание
Купание – это не только обязательная гигиеническая процедура, но еще и гимнастика для тела, подвижная игра, источник положительных эмоций. Давно известно, что теплая вода снимает спазм сосудов, мышечное напряжение, улучшает кровообращение.
Купать малыша необходимо ежедневно. Температура воды — 37°. Один раз в неделю ребенка купают с детским мылом, остальные 6 дней – в чистой воде, либо с добавлением общеизвестных травок (череда, валериана, ромашка). Лучше избегать так называемых «миксов из трав»: есть риск, что какое-то из растений не подойдет крохе. В этом случае, будет сложно понять, что именно стало причиной аллергической реакции.
Все косметические средства, с которыми контактирует малыш, должны содержать минимум отдушек и красителей. Ввиду тех же причин, рекомендовано первые 3-6 месяцев стирать одежду малыша детским/хозяйственным мылом. Не обязательно возвращаться в суровые 1990-е: можно натереть мыло на терку и бросить его в барабан стиральной машины. И + дополнительное полоскание.
Кормление
5 месяцев – граница между исключительно грудным вскармливанием (или кормлением адаптированной смесью) и началом введения в рацион питания «взрослой» пищи. По-прежнему остаются ночные кормления. Интервалы между кормлениями, обычно, не превышают 4 часов. Теперь гораздо реже случаются срыгивания, утихают кишечные колики и постепенно стабилизируется регулярный стул.
Прогулки
Прогулки – время насыщения кислородом, контакта с другим миром – окружающей средой. Множество звуков, общий шум, непривычная температура воздуха, ветер, и собственно незнакомая обстановка, не приносят существенного дискомфорта. Ребенок чувствует себя легко и естественно, контактируя с обыденными явлениями повседневной жизни взрослых.
Сон на свежем воздухе крепкий и продолжительный, а отдых – полноценный. Если погода позволяет, стоит проводить на улице как можно больше времени.

Ответ на вопрос родителей: «Ходить ли к педиатру каждый месяц?»

Каждая мама знает, что знакомство с участковым врачом-педиатром осуществляется в одни из первых суток пребывания дома, после выписки из родильного дома (обычно 1-2 сутки). После этого, отлаживается связь с детским доктором. При первой встрече, он оценивает физическое и психомоторное развитие малыша, его соматическое здоровье. Дает рекомендации по ежедневным процедурам, и различные полезные советы по уходу за малышом.

Также, если есть на то объективная причина, врач может порекомендовать родителям проконсультироваться в определенные сроки у конкретного, узкого специалиста. Если ребенок здоров, и родители вполне самостоятельно справляются со всеми возникающими вопросами, им автоматически начинает казаться, что визиты к врачу являются: «…пережитками советского времени. А если надо будет, мы сами обратимся за помощью!». СТОП.

Запомним раз и навсегда, что правило о ежемесячном посещении педиатра придумал не сам врач. Посмотрим правде в глаза: эти визиты, все же, больше нужны ребенку , чем доктору, с сотнями других детей на участке. Еще раз: нужны ребенку . То есть, не родители определяют необходимость визитов к врачу.

Не один год практики докторов «педиатрического звена» говорит о том, что дети первого года жизни являются крайне уязвимыми, и их так называемая «внешняя стабильность» не гарантирует внутреннее благополучие. Именно объективный взгляд врача, скрупулезный контроль важных показателей, присущих каждому месяцу жизни младенца, позволяет подтвердить благополучие, или усомниться в состоянии здоровья крохи.

Мнение родителей несомненно важно, но оно крайне редко бывает объективным. Своевременное вмешательство: профилактика или лечение ряда патологий способно быстро поправить ситуацию и предотвратить множество негативных последствий. Никому не велено брать на себя функцию бога, даже врачу. Но родителям, играть роль врача – недопустимо.

Идеальное сочетание: грамотный врач + грамотные родители. Это лучший подарок для развивающегося ребенка. Внимательная мама находится круглосуточно возле крохи и замечает малейшие изменения в его поведении. Эту субъективную информацию оценивает врач, самостоятельно осматривает малыша и подробно обсуждает с родителями результаты такой слаженной «диагностики». При необходимости, конечно же начинается скрупулезное обследование или лечение ребенка.

Стоит запомнить раз и навсегда: диагнозы, заключение о гармоничности физического и психомоторного развития ребенка делает только врач. Да, случается так, что родители сомневаются в компетентности врача, и они имеют право обратиться к другому специалисту. Но самостоятельное заключение – не родительская прерогатива.

О чем стоит помнить родителям пятимесячного малыша

Советы, зачастую, даются из лучших побуждений. Здесь нужно вспомнить о пословице о благих намерениях… Папы и мамы должны помнить, что окончательное решение об уходе, воспитании и даже лечении малыша, принимают именно они. Не соседи, не бабушки, не подруги и даже не врач. Решение за родителями. И ответственность за результаты их выбора также на них.

Форумы и громкие дискуссии на детских площадках – возможность собрать багаж информации, засоряющей голову уставших мам. В основном, истории о других детях совершенно никак не относятся к ситуации своего ребенка, и только сбивают с толку, заставляют нервничать.

Вывод: мониторить достоверность информации важно и нужно, но необходимо качественно фильтровать ее источники.

Время идет, за последние 1-2 десятилетия изменилось многое. Изменились и дети. Этот факт можно оспорить, вот только стоит ли, если по итогу речь идет о благополучии наших малышей? По этой причине, стоит тактично определить «границы дозволенного» для заботливых бабушек.

Также, в 5 месяцев не стоит торопиться с навыками 6-7-месячного ребенка: высаживать его на поверхность, на горшок и даже садить на руки; вводить прикорм; использовать ходунки и т.п. Главное правило: всему свое время.

Малыш все «знает» сам. Ребенок никогда не сядет самостоятельно в 5 месяцев (разве что родители подмостят подушку), он не сможет встать и пойти, если опять таки, ему не помогут. Масштабы вреда от такой псевдопомощи откликнутся в недалеком будущем. Так стоит ли торопить события?

Папы и мамы, к вам несколько несложных просьб: запастись терпением, любить своего малыша, быть к нему внимательным. Чувство ответственности и безграничная любовь к ребенку, сами подскажут вам, как поступить в той или иной ситуации. Ребенок пока не умеет делать выбор и принимать решения. До того момента, как он сможет это делать, ему даны два ангела – мама и папа.

Материал подготовила

Скавинская В.

Полгодика воспринимается как определенный рубеж в развитии малыша. Вам интересно, что должен уметь ребенок в шесть месяцев и как помочь маленькому человеку продвинуться в своем развитии.

Сегодня об этом и расскажу, но помните, что детки могут приобретать новые умения в разное время и в разном темпе.

Развитие тела и новые движения вашего малыша

В полугодовалом возрасте совершенствуется многое из того, что уже умеет ребенок, а также в шесть месяцев появляются и новые навыки:

  • К этому возрасту детки могут переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • Часто и подолгу лежат на животике;
  • Благодаря развитию мускулатуры малыш уже может опираться на вытянутые ручки и из этого положения поворачиваться в разные стороны;
  • Стоя в этой позе, может поднять одну ручку или держать в ней какой-нибудь предмет;
  • Малыш пытается ползти по-пластунски.
  • Физическое развитие ребенка позволяет ему передвигаться по комнате:в шесть месяцев жизни большинство деток умеют ползать на животе или перекатываться, так что уже могут добраться до любого предмета. Узнайте из статьи, когда ребенок начинает ползать >>>

Если ваш малыш еще не ползает, стимулируйте его к приобретению этого навыка: положите в некотором отдалении новую игрушку. Ребенок заинтересуется и будет делать попытки дотянуться до нее. В конце концов, мышцы крохи окрепнут, и он поползет.

  • Наиболее активные детки в этом возрасте не только ползают, но и встают на ножки у опоры.
  • Физическое развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется появлением навыка сидения. Некоторые детки садятся и могут просидеть несколько секунд без опоры. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • В шесть месяцев кроха хорошо пользуется обеими ручками, быстро идет развитие глазомера. Это значит, что малыш может захватить по игрушке в каждую руку и стучать ими друг об дружку. Большой палец при захвате пока используется редко и нетвердо, чаще всего детишки берут предметы горсточкой или четырьмя пальчиками.

Перечень того, что должен делать ребенок в полугодовалом возрасте, достаточно широк, но если в шесть месяцев малыш не выполняет то или иное действие – не расстраивайтесь, значит, этот навык карапуз приобретет немного позже.

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, >>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Говорят малыши

В шесть месяцев продолжается речевое развитие крохи. Малыш уже увереннее произносит слоги, расширяется его «репертуар». Чтобы потренировать язычок и губки, делайте с крохой следующее упражнение. Дождитесь, когда ребенок скажет серию слогов, например, «фа-фа-фа». Произнесите «фо-фо-фо» или «фи-фи-фи».

Так вы покажете крохе, как можно составлять слоги. Когда разговариваете с карапузом, смотрите прямо на него и четко артикулируйте слова. Он будет запоминать, как произносить разные звуки.

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, его развитие идет очень быстро и ширится список того, что он должен уметь; видео разных моментов жизни крохи поможет вам запомнить его в полугодовалом возрасте. Успевайте наслаждаться этими деньками, проводите с малышом больше времени. Вы и не заметите, как ваш карапуз начнет бегать и разговаривать.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес – 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:


В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:



Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев


  • Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  • Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  • Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  • Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  • Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.
  • Игры для развития полугодовалого ребенка

    Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

    Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

    Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

    Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

    Полезным для ребенка будет массаж ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

    Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

    Читайте далее:

    На пятом месяце вес ребёнка должен приблизительно удвоиться по отношению к весу при рождении. И примерно до девятого месяца малыш будет прибавлять в весе по 16 -18 граммов ежесуточно, то есть по 250 граммов каждые две недели.

    Но это всё — средние цифры, каждый ребёнок развивается индивидуально. Один прибавляет за сутки 19 граммов, другой — 23. И то, и другое — норма.

    Начинайте приучать ребёнка к чашке.

    Для начала покажите малышу, как пьёте из чашки сами. Наглядные уроки очень много значат для него. Потом прижмите край чашки к губам ребёнка, пусть сделает один — два глоточка сока или кипячёной воды. Дайте пустую чашку в руки малышу — лучше, конечно, пластмассовую — и снова поднесите край чашки к его губам. Так постепенно он научится обращаться с чашкой самостоятельно.

    Конечно,приучить ребёнка к чашке за пару дней вряд ли получится. Не обойдётся и без маленьких » аварий » Но не стоит ругать малыша, если он облился — отнеситесь к этому философски и просто переоденьте его.

    Шестой месяц — переходный этап в развитии ребёнка. Он учится сидеть, помогайте ему в этом!

    Когда малыш тянет ручки, предложите ему свои пальцы — пусть он ухватится за них и на минутку присядет. А если вы вместе играете на полу, посадите малыша между своими вытянутыми ногами, чтобы он мог использовать их как поручни.

    Развивайте у малыша чувство равновесия! Например: когда он сидит, опираясь на ручки, протяните ему игрушку или положите перед ним кубики. Чтобы потянуться за игрушкой, ему придётся оторвать ручку от пола. Так постепенно он научится полагаться для удержания равновесия исключительно на мышцы туловища.

    Если вы куда-то отходите, обложите ребёнка подушками, чтобы смягчить неизбежные падения назад или набок.

    Когда вы берёте малыша на руки, не держите его глубоко под мышками — в этом случае вы пережимаете ему кровеносные сосуды и нервы. И не поднимайте ребёнка резким рывком за ручки! Мышцы и связки у него ещё слабые и могут не выдержать нагрузки — это приведёт к вывиху плечевых суставов.

    С шестимесячного возраста начинается так называемый период подражания. Малыш уже лепечет вовсю — произносит и гласные, и согласные звуки. У него развивается память, он внимательно следит за окружающими и старается подражать им.

    Вы можете сами оценить развитие своего ребёнка в 5 — 6 месяцев .

    Большинство детей в этом возрасте:

    сидят в высоком стульчике, в 6 месяцев уже сидят самостоятельно некоторое время;

    стоят, держась только для равновесия;

    переворачиваются в обе стороны;

    берут предметы точным движением руки;

    указывают на игрушки;

    изучают игрушки — на лице появляется сосредоточенное выражение;

    с интересом произносят разные звуки;

    с удовольствием идут на контакт.

    Возможно, вы заметили, что ваш ребёнок в 5- 6 месяцев не умеет чего-то, что вроде бы должен уметь. Не огорчайтесь! Возможно, позже его развитие пойдёт более быстрыми темпами. И присмотритесь внимательнее — возможно, он умеет то, чего ещё не умеют другие.

    Всякий ребёнок уже с рождения — индивидуальность.

    mob_info