Как и когда учить ребенка читать? Во сколько лет дети начинают читать Сколько лет дети умеют читать.

Зависть - очень плохое чувство? Мне оно мешает нормально общаться с друзьями.

Безумно завидую тем, у кого есть помощь с ребенком, бабушки под боком, у кого мужья приходят в 7 вечера и занимаются ребенком. Прям ужас как завидую. В голове крутится - ну а мне за что все это, муж работает до ночи чуть ли не без выходных, сменить работу невозможно.

Бабушки есть, одна сидит раз в месяц, другая вообще не хочет, не заставить. Все сама, с ребенком 24/7, причем решаю все домашние проблемы, так как мужу некогда. А подруги жалуются, мол, мама всего 3 раза в неделю приходит. Всего по 15 тысяч в месяц помогают (нам никто денег не дает, все сами).

Просто плакать хочется. И если честно - не общаться с ними. Потому что эмоции от этого всего испытываю просто наинеприятнейшие. У кого-то так было? Как перестать завидовать тому, что я не в силах изменить в своей жизни?

222

Коза Агата

привет. перед Новым годом создавала темку-предложение: отправить энную вещь в путешествие от форумчанки к форумчанке (ну или к форумчанину). вроде бы многие были не против. теперь давайте уточним детали
энную вещь предлагаю вот, символ год собственноручного творения (еще может ее подделаю, хвост поглажу )

теперь что хотела спросить
1. как нам помечать ее путь? наклейки или путевой блокнот с ней посылать? ну где обозначены места пребывания? завести путевой лист? в карман ей записки пихать (но она не такая большая). у кого какие мысли, давайте решим
2. Имя? нужно ж ей имя. я думаю может со словом форум созвучно - Фима, Фома? Фрося? или вообще из другой области? кто что думает?
3. ну и собственно давайте выбирать, куда она отправится сейчас. повторю, хотелось бы недалеко, чтобы пересылки были короткими (и не такими дорогим), тогда больше мест посетит наш символ за год.
территориально кто не против поучаствовать - отзывайтесь: Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области, Восточный Казахстан, республика Алтай.
условия в комментарии напомню

183

Ирина Ирина

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сложилась такая ситуация:
Ребенку на следующий год в школу. В школе несколько видов классов. То здание где классы общеобразовательные без углубления изучения предметов находится дальше и через дорогу, а во дворе здание с классами с углубленным изучением математики или английского. Все это тасуется до 4 класса школы. Но уже сейчас просят указать пожелание по выбору вида класса. Так как подходит только здание где углубленное изучение, прямо таки не знаю в какой его записать. Английским ребенок занимается с 3х лет и делает не плохие успехи, но с другой стороны если он занимается с репетитором может есть смысл отдать в математические классы и там его подтянут? Склад ума как таковой у сына я определить не могу. Учительница нач школы говорит что по общим предметам он идет ровно. Подскажите может быть есть какие то тесты для этого или у кого то была такая ситуация.

164

елена погодина

Опишу коротко (постараюсь):
Мы семья 3 человека,я, муж.ребенок 10 лет и ждем еще крошку. Решили расширить жилье. Купить двушку. В том районе.где мы сейчас живем, цены на жилье выросли в связи со строительством метро, Двушку не купить за те деньги,на которые мы рассчитываем,или вообще убитую и денег на ремонт не будет. В районе,где живет моя мама - тоже самое, только жилой фонд еще старше и выбирать приходится в основном из пятиэтажек. Там нет (или очень далеко от метро) квартир нужного нам метража (от 50 кв.м) и главное цена вопроса - надо до 9500000.
Мы выбрали район Марьино, подобрали квартиру, скоро сделка.
Так вот звонит моя мама вчера и давай орать на меня. Что мы идиоты, нас еще самих надо воспитывать, что так никто не делает, что покупать жилье надо рядом с кем то из родственников (или моих,или мужа) - чтобы помощь была. А я одна с двумя детьми закопаюсь, она приезжать не будет,ей ехать далеко, мой папа тоже не сможет, он стареет и тяжело ехать (хотя есть машина) - это ее слова.
Хотя я и не рассчитываю на их помощь, я ей об этом и сказала, но она не слышит т.к. походу вообще не воспринимает мои слова,считая их сразу или глупыми или неверными.
Моя свекровь помогать явно будет редко, она работает каждый день и есть еще свои дела. Я также не рассчитываю.
С первым ребенком розовые очки с меня сняли очень быстро - моя мама не приезжала (хота, когда я беременная ходила - обещала многое) - ей далеко, но брала ребенка к себе,когда я вышла на работу,чтобы больничные не брать часто,но выносила мне каждый раз мозг,что он (ребенок) то не умеет,это не так делает, короче, ее помощь мне потом выходила боком, каждый раз до слез меня доводила. Сейчас,когда ребенок болеет, приезжает мой папа. Сидит с ним. Свекровь работала и работает, берет ребенка, когда ей удобно. Это все к чему я - чтобы не думали,что я люблю спихнуть ребенка на бабушек и наслаждаться жизнью. И в дальнейшем, не рассчитываю на них. Но моя маман решила,что мне точно будет нужна помощь,я точно не справлюсь. Вот прям установку как будто ставит такую. Стараюсь не нервничать.
Так вот вопрос - я реально не права, что так далеко уезжаю от них от всех. Реально надо купить жилье хуже по качеству,но ближе?

146

Аноним

Я разведена, воспитываю двух детей, муж платит по 5000 алиментов на каждого. Еле-еле хватает на жизнь. Зарплата у меня так себе. Не библиотекарь, но почти. Сил получать ещё образование нету, и времени тоже нет, работа и дети и все.
И моя подруга. У нее блестящее московское образование, но проработала она недолго (в крупном банке не на самой последней позиции), потом встретила своего мужа, он очень обеспеченный человек. Родили девочку со слабым здоровьем, поэтому подруга на работу возвращаться не планирует.
У нее теперь есть все, отчем я мечтала. Коттедж с камином. Личная машина. Если не может ехать сама, всегда может попросить шофера мужа подвезти. Путешествия по миру три раза в год. Любые самые стильные шмотки. Косметолог, стилист, личный массажист.

И я такая по пробкам после работы возвращаюсь с авоськами. А она мне звонит: Мась, поговори со мной, мне грустно! У меня пятая шубка не помещается в гардероб (условно). Меня это бесит, бесит, бесит!
Больше всего завидую ее мужу. Спокойный, очень ответственный, на жену и дочку смотрит с обожанием. Цветы, подарки. Целует в плечо, просто проходя мимо. Предлагает нанять домработницу, чтобы ей было полегче. Полегче!! Она вообще не работает, какие трудности??
И вот вчера я видела ее мужа с другой женщиной. Они за столиком сидели, держались за руки, смотрели друг другу в глаза. Точно не деловая коллега, так на коллег не смотрят. Меня увидел, руки спешно убрал, я сделала вид что его не заметила, прошла мимо. Теперь борюсь с желанием позвонить предупредить подругу. А про себя думаю: наверное я зря завидовала все это время, к хорошему быстро привыкаешь. А что она будет делать, если всего этого лишится.

143

Раньше ребенок учился читать в первых классах, на сегодняшний день он должен идти на подготовку к школе и уже уметь читать. Некоторые школы вообще отказываются принимать детей, если они не читают. При этом редко в детском садике серьезно подходят к своей работе и учат буквы, чтению. Впоследствии родители начинают паниковать, когда их дитя отказывается читать. Что делать в этом случае? Нужно ли заставлять? Как обучить свое чадо чтению?

Какой возраст подходит для занятий?

Многие родители должны раз и навсегда запомнить: спешки в вопросе обучения не должно быть. Некоторые родители начинают рассказывать, что их дитя в 2 года читает стихотворения Пушкина, другие при этом сильно волнуются по поводу у ребенка. Ни в коем случае не гонитесь за кем-то! У каждого малыша индивидуальный уровень развития. Вам просто нужно внимательно наблюдать за своим чадом, через время увидите, что он готов научиться читать.

Обращаем внимание на такие признаки :

  • Дитя разговаривает предложениями, может легко составить рассказ о конкретном событии, отлично пересказывает книги, фильмы.
  • Развился фонематичный слух – дитя правильно слышит, умеет распознавать все звуки. Возможно ли проверить эту способность? Легко! Дитя должно за вами повторить такие слоги – «Ка-га», «За-са», «Та-да». Через время нужно усложнить задачу – подберите изображения разных предметов, которые отличаются одним звуком. Например, лак-рак, шапка-лапка, миска-мишка . Главное, чтобы дитя уловило разницу и различало предметы на картинках.
  • Малыш не нуждается в помощи логопеда, правильно разговаривает;
  • Дитя нормально ориентируется в пространстве, знает, где «верх», «низ», «право», «влево» .

Если ребенок соответствует всем критериями, вы можете спокойно начинать заниматься с ним. Считается, что каждое дитя может научиться читать в 5 лет.

Какая методика чтения больше всего подходит?

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик:

  • Глена Домана – чтение словами, здесь принимает участие зрительная память.
  • Н. Зайцева – чтение слогами. Ребенок заучивает, затем только читает слоги.
  • Звуко-буквенная методика – малыш слышит звуки, затем пробует их соотносить с конкретными буквами.
  • Сложение букв – сначала необходимо выучить буквы, затем складывать их. Например, «М» + «А» будет «МА».
  • Игровая методика считается самой легкой, потому что дитя расслаблено, не думает, что это нужно, не волнуется.

Основные принципы игровой методики

Сначала рекомендуется выучить все гласные буквы. Затем превратить их в «говорящих». Что это значит? Нужно подготовить 10 кружков из картона, на каждом написать маркером букву. Развесить их по квартире. Когда проходите с ребенком, он должен обязательно посмотреть на букву и произнести звук. После поменяйте кружки местами. Затем пусть ребенок ищет конкретную букву в книгах, в компьютере, в телевизоре. Сделайте все, чтобы поиск букв был веселой игрой.

Если удалось выучить все гласные, переходите к согласным. Не стоит нагружать дитя несколькими буквами, начните с одной. Лучше, чтобы это была «М» , ведь первое слово, которое говорит ребенок «Мама». Сразу же придумайте, с чем похожа буква, так легче будет понять малышу, что это. Например, на качели, часть бантика. Обязательно сделайте кружочек, пусть он будет продолжением гласных. Нужно постепенно вводить согласные. Когда выучили 2 или 3, можете составлять вместе слова. Купите магнитную азбуку. Через время ребенок начнет быстро усваивать материал.

Заметили, что ребенок хорошо знает буквы? Начните складывать вместе слова «С+О+М »,«К+О+С+А» , «К+О+М» и пр. Эта методика подходит для многих деток. С ее помощью можно вернуть интерес малыша к обучению. За счет того, что занятия выстраиваются в форме игры, ребенку интересно учиться.

Важно! Нельзя кричать, унижать и обижать дитя, если ему сложно читать. В этом случае учеба для него превращается в муку. вы ничего не добьетесь, а только ухудшите ситуацию. Вы должны найти стимулы для дитя. Например, можете читать ему вслух, специально останавливаться на интересном месте. Также читать вместе надписи, вывески.

Обычно проблема заключается в том, что родители сами неорганизованные. Решили заниматься? Делайте это до конца, а не махайте рукой, думая, что ничего не получится. Только регулярные и систематические занятия дадут результат.

Метод «Складушки» Вячеслава Воскобовича

С малышом мама или папа внимательно рассматривают рисунок на карточке, затем читают стихи, можно придумать сказку с городом «Склады» или смешные песенки с разными слогами.

Вы должны добиться того, что дитя будет не только петь слоги, но и сможет их показать. Складовые песенки помогут выделить отдельные слоги. Например, сыграйте в игру: «Помоги коту»: ребенок должен сложить слово КОТ , при этом найти склад КО . Все слова сначала должны быть понятные, близкие и достаточно простые.

Затем возьмите карточку и попросите малыша прочитать склад РА. Не может? Пропойте с ним песенку. Внимание! Слова нужно читать только большими буквами, при этом к каждому должна идти картинка.

Методика «Складушки» дает возможность трехлетнему ребенку научиться читать за полгода, а 6-летнему за месяц. Достаточно заниматься дважды в неделю по полчаса.

Преимущества такого развития в том, что у ребенка во время игры будет формироваться , он сможет придумывать сам для себя много чего интересного. Дети любят игры, поэтому с радостью принимают участие в них. Метод подходит, как для , так и для дошкольника.

Таким образом, не нужно паниковать, что ваше чадо не может читать. Всему свое время. Главное постоянно и активно с ним заниматься. Все делать необходимо спокойно, без лишних нервов, стрессов, а тем более . Эти методы запрещены в обучении, они еще больше усугубят проблему – ребенок вообще откажется учиться или у него начнут появляться страхи. Результат будет только тогда, если у дошкольника возникнет интерес к чтению!

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас . Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание , что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?


Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов » — «Мои любимые игрушки », «», «Цветные картинки ». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает? », «Моя первая книжка » (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

Школьный возраст

В разных культурах ребенок вступал в школьный возраст в разное время.
Египетские мальчики, которых готовили к карьере писцов, начинали посещать школу с пяти лет.
В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в восемь лет, из касты кшатриев (воинов) - в одиннадцать, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) - в двенадцать. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя.
В древнем Китае школьное обучение начиналось с семи-восьми лет; в Древней Греции - с семилетнего возраста.
Однако поступление в школу было привязано к возрасту достаточно условно. Родители, по крайней мере, в Средние века, самостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учиться. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело вспыхивающие эпидемии, и готовность ребенка жить без родных (практически все школяры в средневековой Европе учились далеко от дома).
Вот почему во французских коллежах XVI-XVII веков в начальном классе можно было встретить детей от 8 до 15 лет, а чаще всего в школу поступали в десятилетнем возрасте.

Обучение грамоте

Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письменными знаками (буквами или иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках.
Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих страданий. Учиться было трудно, и это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Физическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя [ребенок] несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».
Казалось бы, это обычаи давно прошедших веков. Но многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе к его занятиям невозможно относиться серьезно.

Метод обучения чтению по складам

В древнегреческой школе учились читать по складам: «бета-альфа - ба; гамма-альфа - га; гамма-ламда-альфа - гла» и т.д., перебирая всевозможные сочетания, пока дети не начинали узнавать склады с первого взгляда. Этим же методом пользовались и в России. Так, например, обучал читать воспитанников яснополянской школы Лев Толстой. И, как считал он сам и его ученики, довольно успешно. Толстой неодобрительно относился к внедрению в школьную практику новых звуковых методов обучения чтению и считал, что по складам дети обучаются читать легче.
Похожие высказывания мы встречаем у нашего современника - педагога Зайцева. Он вернул в педагогический язык уже подзабытое слово «склады».

Метод обучения целыми словами

Известные педагоги Борис и Елена Никитины отстаивали целесообразность другого старинного метода обучения чтению - метода целых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появлялся альбом, куда записывались слова и коротенькие предложения. Ребенок учился узнавать их, как картинки, и скоро мог «прочитать» первую, специально для него написанную книжку. Никитины утверждали, что такое узнавание слов-картинок является хорошей подготовкой к настоящему чтению. Все их десять детей научились читать довольно рано - еще до поступления в школу.
Похожий метод чтения используется при обучении детей иностранному языку: наряду со звуковым значением букв ребенок заучивает написание и звучание целых слов.

Письмо должно предшествовать чтению

Вальдорфские педагоги считают, что письмо функционально предшествует чтению. Сначала надо научить ребенка писать, и только потом - читать. Аргументирует они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в своем развитии должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества - в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать и разбирать рукописные тексты, и лишь потом - печатные.
Такая позиция, конечно, может подвергнуться вполне обоснованной критике. Но если под письмом понимать не рукописное письмо, а «рисованное», то в таком подходе обнаружится много мудрого. Вспомните: малыши, знакомясь с буквами, прежде всего начинают их «писать». Как они сами говорят, «я умею писать печатными буквами». Ученые называют эти буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и с точки зрения усвоения графического образа буквы.

Сроки овладения грамотой

Исследователи отмечают, что сроки, необходимые для овладения чтением и письмом, во все времена определялись индивидуальными особенностями детей, установками педагогов и культурными традициями.
Так, французский культуролог и исследователь семьи и детства Филипп Арьес рассказывает, что маленького дофина - будущего короля Франции Генриха IV, жившего в ХVII веке, начали учить читать с трех лет. «В три года пять месяцев ему нравится листать Библию с картинками, кормилица показывает ему буквы - он знает весь алфавит… Начиная с четырех лет ему преподают письмо…Приносят письменный прибор и пример. (Примером называли образец, который надо было скопировать.) Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен. Начинает знакомиться с латинскими словами…»
Но тот же Арьес рассказывал и о другом известном человеке средневековья - гуманисте и реформаторе образовательной системы Томасе Платтере. За десять лет своего бродяжничества по школам Европы (такой образ жизни вели многие «школяры») Платтер так и не выучился читать и писать. И лишь в возрасте 18 лет он нашел священника, который взялся обучить его грамоте. Томас выучил алфавит за один день и быстро освоил чтение и письмо. Овладение грамотностью завершило образование Платтера: ведь к 18 годам он знал наизусть множество текстов античных философов и отцов церкви, которые выучил со слуха, и мог вести «ученые» беседы.
Примеры из жизни знаменитых людей показывают, что никакой определенной связи между ранним обучением чтению и будущими великими свершениями не просматривается. Михаил Ломоносов, как мы помним, не был «ранним» учеником. А Альберта Эйнштейна по результатам современного тестирования следовало бы отдать в школу для детей с задержкой умственного развития: он плохо говорил, поздно научился читать и не успевал по математике.

Марина Аромштам

mob_info