Примеры использования мифов в балете. Стекло в пуантах и "балеруны"

Хотите вдохновить ребенка на занятия балетом, открыть ему красоту балетных па? А может быть, он уже болеет танцем и хочет узнать о нем как можно больше? Тогда эта книга для вас.

Она расскажет историю балета от предпосылок его появления (языческих плясок и представлений в императорских дворцах) до современного танца. Вы сможете проследить вместе с ребенком развитие этого искусства через акварельные иллюстрации Анастасии Батищевой.

В книге даются основы балетной теории. Она расскажет о том, что важно в спектакле и из чего состоит театр, а также покажет, что происходит за сценой: декорации, костюмы, сценарий, музыка.

Вы и ваш ребенок сможете сами попробовать сделать несколько па по схемам. Вы узнаете секреты мастерства нескольких знаменитых танцоров: Ульяны Лопаткиной, Михаила Барышникова, Николая Цискаридзе, Дианы Вишневой и других.

Книга научит не просто отличать фуэте от плие, а видеть красоту в каждом движении артистов, быть настоящим ценителем искусства балета.

Фишки книги

    Это первая книга серии «Твои правила» о самых зрелищных и популярных видах спорта, искусства и активного досуга.

    Познавательный текст в книге сопровождается иллюстрациями, чтобы малышам, которые еще не умеют читать, тоже было интересно.

    Изучай и играй: викторины, загадки и тесты есть в каждом разделе.

    Это не толстая энциклопедия: в ней только самые интересные детали, способные заинтересовать ребенка.

    Для тех, кто уже увлекся балетом, есть советы, как сделать первые шаги в карьере.

    На форзацах — комиксы по либретто известных балетных постановок

О серии

«Твои правила» — детская иллюстрированная серия, посвященная самым зрелищным видам спорта, искусства и активного досуга.

Книги на конкретных примерах объясняют ребенку историю появления той или иной дисциплины, теорию и практику, особенности обучения.

Логика этих книг — от простейших знаний и самостоятельных навыков к достижению успехов и выходу на мировой уровень. Есть рекомендации, куда пойти учиться, как попробовать простейшие движения и начать карьеру.

Серия показывает ребенку возможности спортивного досуга, в том числе такие его виды, которые находятся на стыке между спортом, искусством и игрой. Метаидея книг — выбор активного образа жизни способен повлиять на судьбу: карьеру, полноту жизни, здоровье. Любой интересный вид досуга можно попробовать самому, а не только наблюдать по телевизору. Поэтому в каждой книге содержится информация о том, где можно постичь азы той или иной дисциплины — в спортзале, в секции или на уличной площадке.

Книги серии помогают видеть красоту человеческих движений, безграничные возможности тела и духа; ориентироваться в современном мире, встроиться в общество, в котором спорт и искусства являются излюбленной темой для обсуждения.

Для кого эта книга

Для детей от 5 лет и их родителей — всех, кто хочет, чтобы их дети полюбили балетное искусство и научились ценить его красоту.

Развернуть описание Свернуть описание

Руководитель Хореографической студии Ксении Белой.

В одной из статей мы уже рассказывали о мифах, связанных с занятиями художественной гимнастикой. Теперь пришло время поговорить о детском балете.

Большинство мифов о балете имеет право на существование лишь в том случае, когда ребенок готовится к профессиональной карьеры балерины и собирается поступать в высшее учебное заведение. И едва ли их можно отнести к балету в любительских студиях.

Что же это за мифы, из-за которых родители боятся отдавать детей на хореографию? Рассказывает балерина Ксения Белая, руководитель Хореографической студии Ксении Белой.

1. У всех балерин травмированные ноги

Я считаю, что у балерин самые гармонично развитые и красивые ноги. Танцовщица, стоящая на пуантах, - это нечто волшебное, легкое, гибкое, парящее в воздухе.

Классические балетные пачки очень короткие. Такая длина выбрана для того, чтобы балерина могла показать свою красивую балетную ногу.

Конечно, у профессиональных балерин пуанты могут вызывать деформацию стопы в районе большого пальца - создается небольшая шишка для того, чтобы было комфортнее стоять.

Но чтобы эти изменения произошли, нужно сделать балет своей профессией, а уроки в любительской студии к такому результату не приводят.

С точки зрения состояния суставов, связок, мышц балетные ноги не испорчены даже у профессионалов. И ноги гимнасток, например, страдают больше, чем ноги балерин.

2. Балет - это муштра и ломка характера

Балет, как и любой спорт, помогает выработать характер, развить в себе силу воли и трудолюбие. Тот же эффект дает и любая другая серьезная спортивная школа, регулярный физический труд.

Занятия балетом требуют определенной дисциплины, соблюдения режима питания, тренировок и сна.

Но о ломке характера, тем более в детском балете, говорить преждевременно.

3. Балерины должны постоянно сидеть на диете

Балет - это не только эстетика и спорт, это еще и стиль жизни. Занятия балетом воспитывают уважение к своему телу, формируют понимание того, что тело - объект, который требует внимания. Если у девочки есть генетическая предрасположенность к набору лишнего веса, нужно исключить ряд продуктов, уделять внимание здоровому образу жизни.

Но я бы не назвала это диетой - скорее осознанным здоровым питанием, вызванным любовью к своему телу и пониманием того, что лишний вес усложняет выполнение танцевальных задач.

Большинство знакомых мне балерин, в том числе тех, кто сделал хореографию делом своей жизни, не сидят на диетах. Вместо этого они выбирают сбалансированное полноценное питание, не жалуют фастфуд. В балетных училищах девочку иногда заставляют сильно худеть, но я не считаю это правильным, такие перегрузки и ограничения могут вызвать впоследствии большие гормональные нарушения. Взрослая балерина сама регулирует свой вес и форму.

Красивая эстетическая форма и балетные каноны требуют определенных пропорций, но анорексия к ним не относится.

4. Детский балет только для избранных

Занятия балетом - это часть общего развития. Для того, чтобы посещать любительскую студию, не нужно никаких особенных данных. Так, в нашей школе не важно, одарен ты или нет по балетным параметрам.

Хореография помогает детям стать более уверенными в себе, сильными, крепкими, выносливыми. «Балетные дети» рано вырабатывают красивую осанку, развивают в себе музыкальность, координацию. Поэтому заниматься балетом нужно всем, особенно девочкам.

Кроме того, занятия балетом - это прекрасная возможность приобщиться к искусству.

5. Балет только для тех, у кого уже есть хорошая растяжка

Для профессионального балета растяжка необходима. Но занятия балетом - это совокупность множества составляющих, в числе которых гармония в теле, координация, музыкальность, выворотность, стопа.

Для любителей занятия балетом - прекрасная возможность развить все эти составляющие, приобрести элегантность и укрепить внутреннюю дисциплину.

6. Балет только для девочек

Конечно, нет. Сегодня невозможно представить какой-либо балет без участия мужчин - танцоров, балетмейстеров. В то же время в частных студиях балетом, как и гимнастикой, занимаются в основном девочки. Мальчики предпочитают футбол, волейбол, плавание.

Но посмотрите на прекрасных знаменитых танцоров: мужской танец - это очень красиво, и заниматься им можно с раннего возраста.

7. Балет занимает все время, и у ребенка не остается сил на уроки

Если начинаешь ходить на балет, то отдаешь ему действительно много времени и сил. Моя дочь занимается балетом четыре часа в неделю. Но, несмотря на это, она учится в школе, ходит в театральную студию и кружок графики, занимается английским и посещает музыкальную школу. Так что все можно совмещать - было бы желание.

К тому же балет дарит вдохновение и приучает к ежедневной физической активности.

При таких высоких силовых и эмоциональных нагрузках привыкаешь жить на высоких оборотах. Даже если балет не становится позже делом всей жизни, привычка к занятиям спортом, двигательной активности сохраняется навсегда.

О серии и книге

«Балет» входит в серию «Твои правила», посвященную самым зрелищным видам спорта и искусства. Она рассказывает об истории, выдающихся именах, теории и практике, «закулисных» подробностях. Сверхзадача серии - не только познакомить маленьких читателей с разными занятиями, но и привить им любовь к активному образу жизни, желание учиться новому, попробовать то, о чем они читают.

Мы задумывали серию «Твои правила» как первые книги о спорте, активном досуге, искусстве, которые привьют детям любовь к движению, к собственному телу, к красоте и величию человека деятельного. В концепции было две исходных точки: главенствующая роль иллюстраций и простое, дружелюбное повествование.

Книга «Балет» полностью соответствует этой концепции. Здесь легкие, очаровательные и порой ироничные иллюстрации сочетаются с таким же легким текстом. Удивительно, как точно удалось передать на бумаге изящество и воздушность этого вида искусства!

О вдохновении и идее

Я очень люблю балет. В детстве любимой постановкой, конечно, был «Щелкунчик» с его волшебством. Сильные впечатления взрослого человека - это «Весна священная» Стравинского на сцене Мариинского театра. Мне посчастливилось увидеть и реконструкцию постановки 1913 года, и современную постановку Саши Вальц в один вечер. А недавно посетила балет «Спартак» Хачатуряна.

Одним словом, балет для меня - очень важный вид искусства. Поэтому когда мне предложили рисовать книгу о балете, это была суперновость! Бывает же: совершенно внезапно жизнь предлагает именно то самое…

Полина Мохова,

Решение участвовать в создании этой книги далось мне не сразу. Смущало, что придётся писать о том, в чём я не являюсь экспертом. В то же время я понимала, что цель этой книги - заинтересовать читателей. Показать им, как увлекателен балет. И ни в коем случае не написать учебник, справочник, энциклопедию…

Эта книга может быть первой - после которой захочется прочесть что-то серьёзное. А лучше заняться хореографией или начать ходить в театр с интересом и, пусть пока маленьким, но знанием дела. Я спросила себя: смогу ли передать детям свою любовь к балету? Пожалуй, да.

Об образах и иллюстрациях

Полина Мохова,

Переписка с иллюстратором была одной из самых интересных частей работы. Нам хотелось, чтобы картинка и текст были прочно связаны. А значит, важно было, чтобы между мной и художником не осталось недопониманий. К каждому небольшому фрагменту текста в 2-3 предложения - комментарий иллюстратору длиной в пару абзацев. Такое активное фантазирование очень трудно «отключить», поэтому образы из книги преследовали меня по пятам, от них невозможно было отвлечься ни днём, ни ночью.

Я думала о том, что, прочитав про «лошадиный балет», ребёнок наверняка представит лошадь в пачке. Почему бы и нет? Мы изобразим её, чтобы вместе посмеяться и рассказать о том, что на самом деле имели в виду. Или сама балетная пачка - это ведь очень знакомое ребёнку слово. «Пачка» - омоним, а значит, мы можем поиграть в ассоциации, нарисовать и другие виды пачек, например, пачку какао.

Очень интересно было потом смотреть на то, как Анастасия воплотила задуманное: иногда получалось очень близко к образу, родившемуся у меня, иногда - что-то совсем своё, хотя и соответствовало моему описанию. Удивительно, как по-разному мы представляем себе одно и то же! Я благодарна Насте за внимание, которое она уделила моим комментариям.

Мне очень понравилась концепция, которую описала Юлия Петропавловская - легкая графичная подача в рисунке, но в то же время донести до читателя, что балет - это не только грация и нежность, но и спорт, тяжелый труд, и это отражается в мускулатуре и пластике танцора.

У меня сложилось впечатление, что это будет что-то похожее на скетчевый блокнот человека, изучающего балет. Крупные иллюстрации и зарисовки, большие тексты и маленькие забавные заметки на полях, где-то фантазия, а где-то именно внимание к деталям и документальности балета.

Мы сделали пробный разворот - и дело пошло! После первой верстки еще чистой графики (без цвета) появились первые правки, мы отказывались от каких-то рисунков и добавляли другие, пробовали разные компоновки иллюстраций и текста. Процесс поиска - это очень интересно.

Юлия Петропавловская, ответственный редактор:

Мы хорошо понимали: с учебниками и энциклопедиями нам тягаться сложно и незачем - наша книга про эмоции, про ощущение, когда внутри что-то замирает от красоты и магии искусства. Поэтому мы сотрудничали с художником, который подходит к своим героям с такой любовью и трепетом, так нежно и аккуратно, с таким вкусом и тактом выписывает линии и детали. И выбрали автора, который открыт к новому, воспринимает балет свежим любительским взглядом и очень внимательно относится к юным читателям, к их интересам и психологии.

Вероятно, мы упустили строгие академические нюансы. Зато в нашей книжке вы найдете, например, комиксы по балетным либретто, балерину с усами, балетмейстера в виде многорукого Шивы и загадки вроде «Найди на картинке гримера». Нонсенс для кого-то из профессионалов - и отдушина для обычных родителей, которые хотят доступно и на веселых примерах объяснить ребенку прекрасную суть балета.

О волнении, сложностях и волшебстве

Полина Мохова,

Работа над книгой разделилась для меня на два этапа: сначала я подготовила текст, а затем около полугода ушло на иллюстрирование, и с книжкой мы не виделись. Когда прислали готовый макет, меня охватило страшное волнение - вдруг захочется всё переделать?

Повезло: текст прочитался легко. Потом предстоял ещё один шаг - отправить книгу знатокам балета, чтобы они нашли в ней ошибки и помогли нам их исправить. Я не специалист в балете, поэтому обязательным условием для меня было то, что перед публикацией текст проверит специалист. Я чувствовала себя как школьница у доски! Книга уже воспринималась как «своя кровиночка», и было очень страшно.

Мы не без труда нашли рецензентов, которые были готовы рассматривать нашу работу именно как книгу для детей - достаточно простую, в которой из-за небольшого объема, увы, нельзя упомянуть все-все великие имена, связанные с историей балета, в которой не поместятся все известные театры, в которой не так много внимания, как хотелось бы, уделено современному танцу. Я понимала, что мне будет непросто смириться с критикой, но для дела это было важно. Некоторые фрагменты пришлось переписать, какие-то - поменять местами. Где-то досталось художнику.

Критика со стороны профессионалов в такой ситуации - это очень полезно. И я рада, что специалисты последовали за нашей фантазёрской работой.

В процессе работы были и сложности, и волшебство. Два самых волшебных момента - это первая верстка графики и верстка уже с цветными иллюстрациями, всеми подложками, элементами дизайна книги. Это как увидеть новорожденного! Конечно, после этого еще происходит много правок, но лицо и характер книги уже нарисовались.

А сложность в том, что, даже несмотря на нашу увлеченность балетом, все тонкости, особенности техники знают только сами танцоры и балерины. Так что некоторые моменты не сразу удавалось изобразить правильно.

О результате

Полина Мохова,

Я нисколько не жалею, что в корне наша книга получилась именно фантазёрской. Мой опыт школьной учительницы показывает, что двигатель учебного процесса - это любопытство самих детей. Пробудить его, заразить им - задача номер один. Заинтересованные, они будут искать подробностей, исследовать, находить для себя смысл… Надеюсь, что моё любопытство к балету было достаточно заразительным.

Мы делали книгу с душой, с большим интересом, с желанием, чтобы она была увлекательной и красивой. Это искренне, а значит, должно найти своего читателя. Мне очень интересна тема театра, музыки и всего, что с ними связано. А сейчас мы продолжаем работать над следующими книгами серии «Твои правила»: готовим футбол и фигурное катание. Окунуться в такую деятельность с головой - это прекрасно.

Юлия Петропавловская, ответственный редактор:

Для нас было важно сделать книгу доступной читателям разных возрастов: и 5, и 10, и 20, и более взрослых. Поэтому мы представили информацию очень дробно, разделив текст на маленькие кусочки, каждый со своей иллюстрацией. Так дошкольник сможет понять смысл из картинки и краткого экскурса мамы или папы, а школьник сам выберет степень погружения в текст. Благодаря интерактиву - наводящим вопросам и загадкам - дети и родители смогут обсуждать прочитанное, делиться своими соображениями и так потихоньку учиться обсуждать искусство.

Этой книгой мы хотели сказать, что полюбить балет, театр и в целом искусство может любой человек. Достаточно отбросить сомнения и просто открыться красоте. Пусть наша книжка станет приглашением в волшебный мир безграничных возможностей человека! Тем более именно сейчас - когда открывается новый балетный сезон 😉

Балет сегодня - один из главных видов искусства, представляющих Россию на международном уровне. Возник он еще во времена Ренессанса как дополнение к торжественным спектаклям, которые ставились для знати. Первые придворные музыканты и танцоры развлекали дам на территории современной Италии.

Занятия балетом в наши дни считаются престижным хобби, однако немногие решаются отдать ребенка в «жестокий» мир пуант и пачек. Возможно, самое время развеять наиболее популярные мифы о балетной стихии.

1. Артисты балета практически не едят

Многие родители опасаются отдавать детей в балетные школы, полагая, что в совсем юном возрасте им придется столкнуться с питанием по часам и множеством диет, которые могут отрицательно сказаться на здоровье малышей.

Это неправда. В рационе балерины есть и шоколад, и мясо, и даже пирожные. Например, в Большом театре есть своя пекарня и даже пирожковый цех, которые пользуются популярностью среди артистов. Держать себя в форме помогают регулярные тренировки и выступления - такая физическая нагрузка «спасает» фигуру.

2. Балет - занятие не для мальчиков

На помощь Одетте в «Лебедином озере» приходит Зигфрид, бороться с мышиным королем приходится Щелкунчику, Джульетта переживает семейные распри вместе с Ромео - мужские персонажи играют далеко не последнюю роль во всех знаковых балетных постановках. Свою душу в балетных принцев вложили Сергей Полунин, Вахтанг Чабукиани, Матье Ганьо, Николай Цискаридзе - список можно продолжать долго. «Балет - это тяжелая работа для настоящих парней», - считает Михаил Барышников, советский и американский артист балета, получивший мировую известность и номинированный на «Оскар» и «Золотой глобус».

3. Начинать заниматься балетом с пеленок рано, а в школьном возрасте - поздно

Многие уверены: чтобы ребенок смог построить блистательную балетную карьеру, нужно заниматься с пяти-шести лет. Но практика показывает, что можно и раньше. И даже нужно: классический танец укрепляет и развивает растущий организм, и в дальнейшем мышцы не костенеют даже при школьном малоподвижном образе жизни.

На ребенка с правильной осанкой смотрят с восхищением, а кроме того, это лучшая профилактика сколиоза и плоскостопия. Занятия балетом помогает детям правильно расходовать энергию и лучше себя чувствовать.

Но даже если ваш ребенок не посещал балетные классы в раннем детстве, выход есть - например, занятия боди-балетом. Вне зависимости от возраста они помогут подтянуть фигуру и сформировать королевскую осанку.

4. Изнурительные тренировки мешают учебе

Из-за большого количества тренировок кажется, что балерины не занимаются ничем другим, кроме отработки па у станка. Но, чтобы стать достойной артисткой театра, танцевальных умений может не хватить - важно не только разбираться в амбуате и пур ли пье, но и знать историю искусств и театра, иностранные языки, этикет, учиться актерскому мастерству. Всему этому учат в балетных академиях, выпускники которых - не просто профессиональные танцоры, но и интеллигентные люди с первоклассным образованием.

Балет прививает дисциплину, дети становятся более собранными, приучаются правильно распределять время на тренировки и уроки и часто показывают хорошие результаты и в учебе.

5. Велик риск «остаться в тени»

Балетная история знает множество артистов, так и не исполнивших заветную главную роль. Однако по окончании балетной академии не все выпускники выбирают сцену: одни остаются в театре как педагоги, другие становятся хореографами. Бывшего артиста могут назначить художественным руководителем труппы.

И, конечно, балетная подготовка становится отличной базой для здорового образа жизни в целом - остаются пластичность и правильная привычка уделять время спорту.

mob_info