Шаман как им стать. «Было очень страшно»: Как жители Бурятии становятся шаманами

Бог указал, что мне надлежит путешествовать и поверх земли, и под землей, наделив меня такой силой, что я могу ободрять и утешать обиженных, а с другой стороны, повергать в уныние чересчур счастливых. Умы же тех, кто слишком предается усердию, я могу равным образом так менять, что они станут охотно предаваться утехам. Имя мое КёТёл-кан, и я шаман, ведающий грядущее, прошлое и все, происходящее ныне, поверх и ниже земли.

Заарин Кёгёл-кан, из книги:

Chadwick, Nora К. and Victor Zhirmunsky. «Oral Epics of Central Asia»1


Я убеждена, что поставленный в заголовке вопрос вам уже приходилось слышать или предстоит услышать, раз вы решились заняться изучением шаманства. Ведь это вполне резонно. Вступление на стезю шамана - предприятие нешуточное, шаг не менее важный, чем поступление в университет, женитьба или занятие государственного поста. Подобные сравнения взяты не случайно: обучение шаманству имеет много общего с этими тремя решениями. Как и при посещении университета, вы обнаружите, что становление шамана сопряжено с учебой. Просто там нет выпуска как такового; вы будете учиться новому на протяжении всей шаманской деятельности. Вы научитесь многому, о чем, возможно, прежде никто не ведал и что, пожалуй, другим не дано до конца понять. Становление шамана сходно с брачным союзом: вы навсегда соединяетесь с духами, с которыми предстоит сотрудничать. От призвания шамана невозможно просто так отмахнуться, потеряв к нему интерес. Обращение к шаманству сходно с вступлением в государственную должность, когда на вас накладывается высокая ответственность. Истинный шаман служит не только себе, он отвечает и за благополучие народа, которому служит, и за поддержание равновесия в окружающем мире.


Я не пугаю вас, указывая на то, сколь ответственна стезя шамана; я уверена, что многих из вас привлекут грядущие испытания. Обретение шаманства - настоящее приключение. Вы обогатитесь невиданным доселе опытом, приобретете удивительные и поразительные силы. Главное - никогда не забывать о цели шаманской работы и всегда с неизменным уважением относиться к духам, дарующим вам всевозможные навыки.


Шаманы - избранники духов

Буряты верят, что все истинные шаманы призваны духами. Действительно, в большинстве культур сибирских народов шаманство обычно наследуется, и некоторые миряне порой путают передачу шаманского духа в роду с представлением о некоем генетическом наследовании. Это заблуждение. В шаманских родословных дух не всегда передается от отца к сыну или от матери к дочери. Духи - помощники шамана - тяготеют к такой семейственности просто потому, что после кончины шамана легче призвать близкого к усопшему родственника либо односельчанина, знакомого с прежним шаманом и его приемами. Тем самым проще передать традиции следующему поколению. Из-за преследований советской властью большая часть подобных линий наследования оказалась прерванной, и ныне шаманские духи призывают тех, кто представляется им наиболее подходящим для шаманского поприща, независимо от их происхождения.


Хотя само представление об обязательной передаче внутри определенной семьи права на шаманство несостоятельно, тем не менее любой шаман, невзирая на его национальность, избирается духами с самого рождения. Чтобы как-то отметить нишаньскую шаманку ,

богиня Умай вложила той в руки бубен и водрузила на голову шапку еще до рождения. Естественно, духи распознают некие природные задатки и личные качества, делающие человека особо способным к шаманству. Вы сами убедитесь, когда на своем поприще или на совместных собраниях повстречаете других шаманов. Такие черты невозможно точно описать, но я заметила, что все встреченные мною шаманы, будь то в Сибири, Америке либо где-то еще, похоже, обладают сходными чертами характера. Эти черты, возможно, появились вследствие обучения шаманству либо исконно присущи личности, наиболее склонной к занятию шаманством.

При моих словах о выборе духов у вас может возникнуть мысль, что вы уже прочитали пару книжек и вас привлек шаманизм, но вот призвания за собой не ощутили, заключив, что вы не подходите на эту роль. Не совершайте такой ошибки. Само свидетельство, что вы читаете эту книгу в данный момент, знаменательно. Это духи побудили вас взяться за книги по шаманству. Именно благодаря их вмешательству, услышав впервые о шаманстве, вы не прошли мимо. Ваше желание узнать больше о шаманстве и о том, как стать шаманом, уже служит знаком того, что духи призывают вас.

Признаки, свидетельствующие о призвании

В Сибири признают, что определенные физические данные служат признаком избранности человека духами на поприще шамана. Порой это бывают необычные пометы на коже или особенности строения тела. Но подобное представление бытует не только в Сибири. В европейских традициях необычные родимые пятна на теле именуют «ведьмиными отметинами»; многие невинные женщины были обвинены в колдовстве лишь из-за своих родимых пятен. «Родившегося в сорочке» везде считают отмеченным особой связью с миром духов. Мой приятель, шаман из Сибири, родился шестипалым; лишние пальцы рук или ног считаются обычно признаком шаманского призвания. Еще одним физическим знаком избранничества духов служит эпилепсия; хотя между падучей и шаманским избранничеством может и не быть прямой связи.

Более общими приметами шаманского призвания выступают черты личности. В Сибири знаком шаманского призвания часто считается склонность к уединению в лесу на продолжительное время. Подобное поведение было свойственно мне с раннего детства. Мои родители очень беспокоились из-за моих многочасовых прогулок по лесу, пения и бесед с деревьями и животными. Шаманы часто бывают замкнутыми. Некоторые уже с детства кажутся странными. Шаманов нередко зачисляют в разряд людей с психическими отклонениями из-за необычных психических переживаний, которые даже им самим бывает трудно понять. Шаманов часто воспринимают как людей отрешенных, рассеянных.

Были ли у вас когда-нибудь видения будущего, ощущения дежа вю (уже виденного) либо иные признаки сверхъестественных способностей? Многие будущие шаманы переживали подобное в детстве и удивлялись, что у других отсутствовали подобные природные задатки. Наблюдали ли вы когда-нибудь привидения, НЛО, общались ли с духами? Все это признаки того, что вы наделены способностью видеть иную реальность, свидетельство шаманского призвания. Если оказывается, что подобные вещи вполне обыденны и присущи целому ряду людей, значит, духи приглашают многих сотрудничать с ними, даже если только единицы в действительности могут взять на себя предлагаемую ответственность.

Некоторым людям об их склонности к шаманскому призванию указывают сновидения. Шаманы обычно путешествуют во сне, часто летая по воздуху. Они могут видеть сны, где встречаются с определенными животными или обучаются у лиц, призывающих их к служению духам. Это могут быть сны, предсказывающие будущее или живо изображающие картины прошлого. Вам может казаться, что у всех бывают подобные сновидения, но так ли это в действительности? Разве такие сверхъестественные переживания не могут быть свойственны только вашим снам?

Но, как я уже упоминала, один из наиболее верных признаков шаманского призвания - охота к овладению ремеслом шамана. Упражняясь в шаманстве, вы как раз и откроете для себя, как часто духи исподволь пробуждают у вас охоту к чему-нибудь. Таким способом шаманские духи завязывают отношения и наставляют.

Путешествие по границе двух миров

Одна из важнейших составляющих шаманства - умение воспринимать и физический, и духовный мир реально. В западном, как, впрочем, и в других обществах, утвердилось мнение, что физическая реальность есть высшая и, пожалуй, единственная реальность; и, напротив, некоторые духовные подвижники бывают столь пленены красотами духовного мира, что склонны снисходительно взирать на физическую реальность и даже считать ее иллюзией. Неверны оба взгляда. Существуют обе реальности, обоюдозначимые и обладающие неповторимыми чертами. Следуя шаманскому призванию, не позволяйте этим реальностям перевесить одна другую. Равновесие - важное понятие в бурят-монгольском шаманизме, и я подробно остановлюсь на этом чуть позже. Уважительное отношение к обоим мирам придаст вам больше могущества. Совершенствуясь в ремесле шамана, вы обретете способность по собственному желанию перемещаться между ними, наслаждаясь обоими мирами.

Подтверждение призвания

Теперь, когда вы осознали призыв со стороны духов стать шаманом, вам нужно подтвердить свое согласие. В традиции, которой я обучалась, некоторые шаманы предпочитают пренебречь призванием духов. Это может повлечь за собой нежелательные последствия, но не обязательно. В монгольской традиции шамана, призванного духами, но не ставшего обучаться шаманству, называют бутур. По-монгольски бутур означает «кокон», который свивает для себя гусеница, чтобы стать бабочкой. Подобно куколке, необученный шаман потенциально готов превратиться из обычного человека в волшебное, подобное бабочке существо. Иногда человек не сознает, что находится в состоянии бутур, и эта возможность стать шаманом обнаруживается в нем лишь в случае болезни, когда приходится звать шамана для его излечения. В Сибири болезнь часто проявляется способом, посредством которого духи призывают шамана, могущего распознать призвание больного и направить его к наставнику для обучения.

Позвольте закончить данную главу небольшим обрядом подтверждения призвания духов и их благодарения. Тем самым вы приступите к завязыванию отношений с существами, призвавшими вас, и сможете начать сотрудничать с ними. Таков первый шаг на пути к ремеслу шамана.

Обряд благодарения духов

Теперь, после осознания призвания духов, лучше всего для развития ваших отношений с ними будет обрядовое подтверждение самого призвания и благодарение духов. Ниже приведен простой ритуал, доступный для проведения в любом месте, где вас никто не потревожит. Вы сможете общаться с сакральным особым образом. Если у вас есть религиозные или иные, духовно значимые для вас предметы, захватите их с собой для совершения обряда. С этого момента возьмите за правило брать с собой такие культовые предметы, лишь когда общаетесь со своими духами-помощниками или занимаетесь шаманством.

Необходимые для обряда предметы:

Дымокур (лучше всего из шалфея или можжевельника);

Благовония (особо подходит сандаловое дерево).

Поставьте свои священные предметы перед собой, лучше на красную или голубую ткань (используйте ее для завертывания священных предметов, когда не работаете с ними). Подожгите дымокур; гоните священный дым к своей макушке, лицу и груди; затем пусть дым трижды окутает вас. Пламя можно погасить или оставить гореть на протяжении всего обряда. Священный дым очищает ваше духовное тело и усиливает его энергию, подготавливая тем самым к шаманской работе. Всякий раз при окуривании, ставшем неотъемлемой частью вашего шаманского действа, вы будете энергетически заряжаться.

Зажгите три ароматические палочки, подержите их некоторое время перед собой и сосредоточьтесь на тлеющих угольках. Трижды помашите палочками в направлении батюшки-Неба, трижды в направлении матушки-Земли и затем трижды в направлении каждой из четырех сторон света по ходу солнца, начиная с севера. Затем помашите благовониями, приветствуя предков, природных духов, духов животных и всех прочих духов. Поставьте благовония на подставку, и пусть они горят в течение обряда.

Приступайте к призыванию духов. Вот что я говорю обычно, благодаря духов (хотя сама произношу эти слова по-монгольски):

Батюшка-Небо, матушка-Земля,

Духи предков,

Тэнгрии четырех сторон света,

Духи-онгоны (духи - помощники шаманов),

Духи всех животных,

Чту и благодарю вас!

Будьте добры, выслушайте меня,

Будьте добры, защитите меня,

Будьте добры, подсобите мне,

Хурай, хурай, хурай*! Вы, обступающие меня спереди и сзади,

Справа и слева,

Поверх меня и ниже,

Хурай, хурай, хурай!

Сопровождающие меня, подобно птичьей стае,

Вы, призвавшие меня стать шаманом,

Вложите образ в мои очи, слова в мои уста,

Дайте мне сил стать шаманом,

Хурай, хурай, хурай!

Ом маахан, ом маахан, ом маахан!

Манггалам.


Хурай - древний клич-пожелание, использовалось также в армии при наступлении, отсюда русское заимствование в виде «ура».

Незнакомые слова в этом призывании - заклинания, которыми пользуются шаманы. Они звучат с незапамятных времен, помогая исполниться любому желанию. Произнесение слов «хурай» сопровождается круговым движением правой руки, значение которого будет объяснено позже.

После призывания на некоторое время погрузитесь в созерцание, сосредоточившись на горящих угольках благовоний. Огонь священен в шаманской традиции, ибо олицетворяет средоточие всего сущего и источник шаманского могущества. Представьте себя сидящим в лесу у огня. Ощутите запах дыма. Вообразите себя шаманским послушником, пришедшим в лес для общения с духами и обретения могущественных сил. Сосредоточьтесь на своем желании связаться с призвавшими вас духами и попросите их прийти к вам, чтобы в дальнейшем сотрудничать с вами. Даже если вы не получите прямое сообщение от них либо не обнаружите знака от них на вашем первом камлании (Камлание - основной обряд шаманизма), вы, несомненно, призвали их, и теперь они начнут заявлять о себе, после того как вы выразили готовность следовать указанным ими путем. Если ваше призывание ознаменовалось неким общением с ними, отдайтесь своему переживанию, с благоговением приветствуя его. Затем запишите свои впечатления. Отныне начинается ваше общение с шаманскими духами-помощниками, отныне вы приступили к освоению ремесла шамана.

Примечания:

«Предание о нишаньсюэй шаманке» («Nishan saraan-i bithe»). Издание текста, перевод с маньчжурского и предисловие М. П. Волковой. М, 1961

Согласно религиозным представлениям, шаман – человек, наделенный необычными способностями, которые дают ему возможность общаться с духами и просить помощи у потустороннего мира. Такие люди обладают даром излечивания различных болезней.

Необходимо попытаться подробнее узнать о том, кто такой шаман и как им стать. Слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков. Так называют человека, у которого есть определенные способности видеть другую реальность, общаться с духами и совершать путешествия в другом мире.

Как стать шаманом в реальной жизни?

Что же необходимо делать для того, чтобы стать шаманом и как вообще происходит этот процесс? Многие народы применяют несколько методов, позволяющих отобрать кандидатов. Это может передаваться по наследству. Либо же у человека может ощущаться природная склонность к этому занятию, поэтому ему захочется последовать «зову предков или богов». В некоторых племенах разрешается по личному желанию стать шаманом. Наблюдается, что ними становятся люди с истерическими наклонностями.

Но, только, несмотря на способ отбора, шаманом может стать человек, который прошел курсы обучения и успешно сдавший своеобразные практические экзамены.

В первой стадии обучения будущий шаман должен подробно ознакомиться с духовным миром, который ему предстоит посетить, находясь в состоянии транса. Ученика знакомят с именами и функциями богов, мифологией и историей рода. На второй стадии ученик начинает проходить практические занятия и осваивать различные техники и приемы, позволяющие войти в транс, излечивать болезни, с духами и т.д.

Как стать шаманом в домашних условиях?

  1. Понять, что шаманизм – это реальность, а не игра. Со временем придется столкнуться с множеством людей и сверхъестественных существ. Необходимо научиться разговаривать со своими предками и обращаться к ним за помощью. Нужно верить в то, что делаете. В таком случае следует найти учителя, на которого можно будет положиться в обучении шаманизму, который научит будущего шамана пользоваться инструментами, такими как бубен, щит, сумка, маска и т.п.
  2. Слушать мечты, которые очень важны в шаманизме. У них может быть духовное значение или же они представляют собой некое откровение. Шаманские силы могут помочь воплотить эти в реальность.
  3. Научиться медитировать. Медитация играют важную роль для здоровья, а также является залогом успешного обучения. Она помогает будущему шаману обрести энергию для того, чтобы в дальнейшем ему удалось посещать иной мир и общаться с духами.
  4. Быть здоровым и беречь себя, поскольку это очень важно в шаманских путешествиях, которые отнимают много сил. Рекомендуется спать не менее восьми часов, правильно питаться и избегать обезвоживания. При наличии проблем со здоровьем нет причин думать, что это помешает стать шаманом, но с ними необходимо бороться.

Ритуалы шаманов

Существует огромное количество ритуалов, которые проводят шаманы. Рассмотрим ритуал Огня.

Он проводится в лесу, при этом шаман не должен принимать пищу. Когда зайдет солнце разжигается костер, принимается поза Орла и шаман сосредотачивается на огне, пытаясь настроиться на контакт с Хозяйкой Огня, которая может явиться в облике обнаженной девушки или старухи. Когда контакт будет установлен, то можно быть уверенным в том, что шаману удалось обрести надежного защитника на всю жизнь. После этого шаман начинает танцевать вокруг костра, тем самым посвящая танец Хозяйке Огня. В танце выполняются волнообразные движения руками и бедрами, так происходит имитация языков пламени. После окончания танца, шаман «кормит» огонь маслом и кладет поверх него красную материю, произнося заклинание.

Как вообще становятся шаманом и что для этого нужно сделать? Большинство народов используют несколько способов отбора кандидатов из числа своих сограждан. Это может быть наследственная передача профессии по отцовской или материнской линии. Человек может ощутить природную склонность к этому занятию и последовать «зову богов или предков». Некоторые племена признают право стать шаманом по своему личному желанию или по воле рода. Несомненно, большую роль играют и особенности психики: чаще всего шаманами становятся люди с истерическими наклонностями. Недаром сам термин «шаман» на языке сибирских эвенков означает «исступленный человек».

Однако независимо от способа первоначального отбора кандидатов шаманом может стать только человек, прошедший два курса и успешно выдержавший последующую сдачу своеобразных практических экзаменов - так называемое посвящение.

На первой стадии будущий шаман подробно знакомится с духовным миром, то есть содержанием сновидений и галлюцинаций, которые он должен будет вызывать в трансовом состоянии. Ученик узнает имена и функции богов, мифологию и историю рода. Вторая стадия посвящена практическому освоению различных техник и приемов вхождения в транс, действиям в трансовом состоянии, связанным с лечением болезней, предсказаниями или общением с духами-помощниками, этими предтечами христианских ангелов-хранителей.

В основе шаманских способов задействования сверхресурсов лежит инициирование визуальных галлюцинаций определенного содержания, то есть так называемая визуализация. В дальнейшем шаманы в своей практической деятельности для ускорения «переключения» психики в особое состояние используют процесс визуализации в сочетании со строгим постом, изнурительными танцами и ритмичной музыкой или пением. К сожалению, многие шаманы не достигают нужной квалификации и довольствуются лишь галлюцинационными эффектами, которые сами по себе не имеют к «иному миру» прямого отношения и не могут оказывать воздействие на физический мир, то есть приносить реальную пользу.

Во многих архаических сообществах существует интересная традиция: возможность получения шаманских способностей только для личной безопасности, личного здоровья или личной выгоды. Такая возможность не подразумевает изменение статуса человека по отношению к остальной части общества. Он не стремится стать шаманом, колдуном или жрецом. Этот человек может добиваться возрастания своего магического потенциала, приобретения способности оказывать пусть даже неосознаваемое влияние на окружающий мир с целью улучшения устройства личной жизни, для расширения своих жизненных возможностей. Эти первоначальные, простейшие способности позволяют дикарю выделится среди своих сородичей особенным здоровьем, удачливостью, жизнерадостным отношением к миру.

Понимание этого мира, тайные знания - такое всегда интересовало и интересует людей и практически во все времена существуют индивиды, которые профессионально занимаются подобными сферами. К примеру, с древнейших времен, эпохи так называемых проторелигий существенное значение имела фигура шамана, да и сейчас многим нравится, этот термин и статус. Поэтому люди хотят знать как стать шаманом в современном обществе.

Начать следует с размытости самого этого термина. Практически во всех протокультурах существовали шаманские практики. Причем удивительным образом люди на разных континентах приходили к весьма похожим выводам относительно устройства этого мира и человеческого сознания.

Тем не менее дать полное определение термину шаман трудно, так как такой человек может заниматься совершенно разными практиками и как минимум шаман шаману рознь, хотя также могут быть и общие сходства. Для традиционных обществ такой человек :

  • выполняет ритуальные функции, участвует в основных обрядах племени (рождение, инициация, погребение);
  • общается и взаимодействует с духами, чтобы лечить людей, давать советы (узнавать и предвидеть грядущее) и выполнять другие повседневные задачи;
  • может помогать и наставлять людей (хотя в дальнейшем такая функция переходит к священнику).

Перед нами обладатель уникальных способностей, который может путешествовать в нижний и верхний мир, имеет духов-союзников, обладает магическими умениями. Во многом эта функция является именно социальной, то есть статусной и шаман берет на себя ответственность заботы о своем сообществе (племени, деревне или чем-то подобном). Именно поэтому в традиционных обществах такой статус хотя и считается почетным, но к нему практически никто не стремится, так как работа шамана тяжела и не приносит каких-то существенных привилегий помимо разве только уважения.

К примеру, если брать народы, где до сих пор сохранились эти традиции, там шаман тоже занимался своим хозяйством. Да, ему могли принести какой-то дар, но платы за свою деятельность он никогда не брал. При этом отзываться на просьбы ему требовалось всегда и в итоге времени на обустройство собственного быта практически не оставалось, поэтому такая карьера никого особенно не прельщала, ведь не давала богатства.

Трудности шаманской карьеры

Для современного человека, падкого до всякой экзотики шаманство и обучение этим практикам выглядит увлекательным. Многие хотят называться шаманами, но не многие понимают ситуации.

Для того чтобы получить такое понимание пригодится сравнение со спортсменами. Каждый профессиональный спортсмен выглядит привлекательно и притягивает восхищенные взгляды, когда участвует в соревнованиях. Многие смотрят на такое, хотят стать спортсменами. При этом не понимая какой объем регулярного труда вкладывает спортсмен в собственное развитие.

Более того, в какой-то степени для спортсмена иногда будни простого обывателя, могут выглядеть даже привлекательнее его трудной карьеры. Ведь там не требуется особенно стараться, отсутствуют какие-то потрясения и фундаментальные усилия по преодолению себя.

С шаманами ситуация во многом похожая и, к примеру, обыватель видит только увлекательное камлание под бубен, пеструю одежду и подобное. Хочется стать похожим на этого странного дядю (или тетю) которого все слушают и приходят за помощью. При этом никто не думает о том огромном труде, который нужно делать регулярно и о трудностях (например, шаманской болезни, про которую скажем далее). Это нужно преодолевать и вынести.

Стоит ли выбирать такую карьеру

Тема рассматривается так обстоятельно и подробно, чтобы не только дать понять как стать шаманом в реальной жизни, но и подчеркнуть фундаментальность и значимость этого выбора. Такой выбор, как правило, делается на весь земной путь в текущем теле и от этого пути бывает весьма трудно отказаться.

Поэтому, если хочется просто чем-то увлечься, то гораздо разумнее выбрать макраме, тренажерный зал или какое-то другое доступное хобби. Конечно, к некоторым фактам, возможно, даже нужно относиться скептически, но есть множество свидетельств о том как шаман прекращал свои занятия (по тем или иным причинам) и получал «приветы» от своих духов с не самым приятным содержанием. А также и безалаберное отношение к этому делу тоже нередко вызывает трудности со здоровьем и другие проблемы.

Варианты инициации

Самым простым вариантом посвящения является поиск объявления примерно следующего содержания: шаманские практики обучение стоимость 5000 рублей, для всех, ускоренный курс. Вариант практически полностью безвредный, развлекательный и познавательный. После такого курса «обучения» навряд ли появятся подлинные связи с духами и способности, но может улучшиться настроение, появится интересные знакомые и уверенность в себе.

Есть и более трудные варианты :

  • родовое посвящение;
  • самостоятельная инициация через практики;
  • контролируемое посвящение в рамках традиции.

Второй и третий варианты являются практически идентичными, отличаются они немного в зависимости от того, какие, скажем так, религиозные институты принимают участие, а в остальном речь об одном и том же.

Родовое шаманское посвящение

Статус шамана не всегда является наследственным, но часто дар передается именно от поколения к поколению. Логика тут понятна: старший в роду передает своих духов-помощников младшему и так движется традиция.

Исторически фигура шамана всегда являлась принадлежащей к определенному сообществу, к примеру, племени, а сообщества эти являлись закрытыми. Таким образом, в рамках какой-то группы людей всегда есть определенная фигура и вполне удобно и резонно, если поставщиками такой фигуры является какой-то отдельный род. Тем не менее такая система не является правилом, которому нужно непрерывно следовать.

Характерным тут является пример одного из современных Якутских шаманов, который получил посвящение (как часто и бывает) против собственной воли. В его родном селе оставил землю действующий престарелый шаман, а дети этого человека давно разъехались по городам и не переняли посвящение и духов. А также никто из села не хотел становиться новым шаманом (до сих пор в традиционных обществах это только статус при огромном труде и минимальном финансовом обеспечении) и с какого-то времени духи стали являться к нашему герою.

Он противился, до поры, когда его охватила так называемая шаманская болезнь. В итоге пришлось переезжать из города обратно на родную землю, принимать посвящение и оставаться «работать» шаманом в своем селе. Тут проявляется пример о том как передача духов происходит не между родственниками, но между представителями закрытого сообщества.

Понятие болезни

Тут следует рассмотреть отмеченный феномен, который в основном характерен именно для родового посвящения. Когда чаще всего дар приходит совсем не по инициативе человека, а выбирают сами духи. Как известно, история шаманов уходит в глубокую древность и там же располагаются традиции получения шаманской болезни.

По сути, такой недуг является началом инициации, как считается, насылают его духи, которые выбрали человека, болезни могут быть разными, но объединены всегда определенными признаками :

  • болезнь тяжелая, с явным намеком на летальный исход и человек вполне может и не преодолеть такое испытание;
  • тяжелые страдания, которые связаны не только с физическими мучениями, но и с помутнением сознания, глубокими галлюцинациями, видениями различных существ и других миров;
  • чудесное исцеление, которое приходит также странно и неожиданно как болезнь;
  • гарантией исцеления является согласие человека начать взаимодействовать с духами и посвятить себя шаманству;
  • отсутствие возможности лечения методами медицины.

Тема глубокая и многомерная, хотя главное из этого нетрудно понять.

Такая болезнь меняет психику человека, как считается, в процессе он может начать обучение взаимодействия с духами, видит шаманов предыдущих эпох и получает своеобразную инициацию. Если есть более опытный шаман, то он может оценить действительно ли речь идет об избрании духами либо о простом психическом помешательстве, так как многие симптомы похожи. Опытные шаманы могут помогать на этом этапе, к примеру, немного облегчить мучения посвящаемого, и позволить ему преодолеть этот недуг и вступить на новый этап и тут следует перейти к следующему варианту инициации.

Посвящение через практики и ритуалы

Объединим два указанных ранее варианта инициации и опишем посвящение в шаманизм и обучение этому делу без шаманской болезни. Точнее сказать, в этом варианте следующие отличительные особенности :

  • не духи, а сам человек выбирает призвание и сам стремиться к тому, чтобы стать шаманом;
  • ему помогают более опытные люди, он может пользоваться различными наработками духовных традиций;
  • болезнь проходит более плавно и иногда практически незаметно (хотя преобразования психики все-таки наблюдаются) так как посвящение разбито на ряд отдельных этапов;
  • есть возможность выбрать с какими духами взаимодействовать;
  • нередко требует личной силы посвящаемого для того, чтобы обрести нужный уровень.

Именно такой вариант является наиболее актуальным для тех, кто хочет приобщиться к традиции.

Тут тоже не всегда бывает полностью самостоятельный выбор. Например, человек может развиваться духовно, искать смысл мира и начинает получать какие-то странные сны, чувствовать присутствие духов. Тогда он обращается в шаманскую традицию и там получает инициацию.

Человек может не получать никаких особенных знаков, но иметь высокий интерес и намерение. Тогда он отправляется, к примеру, в Бурятию и ищет действующих людей, которые занимаются посвящениями и могут передать традицию, становится учеником. В таком варианте человека постепенно вводят в теорию и практику, он изучает духов, получает собственных и со временем становится шаманом или не становится, тут многое зависит в том числе и от личных усилий.

Отличия способов инициации

Если резюмировать, то первый рассмотренный путь является более традиционным. Если говорить в терминах рассматриваемой темы, то представляет собой движение Великого Духа, которое вечно проявляется в бренном мире. Традиция в каждом небольшом сообществе передается между поколениями, духи-помощники оберегают различные сообщества и хранят память времен.

Этот вариант практически безальтернативный, так как выход из шаманской болезни, по сути, только один - становление шаманом. Конечно, есть и второй - отказ, но такой выход чаще всего подразумевает и полный выход из тела, до следующего воплощения. Ведь шаманские болезни земными лекарствами не лечатся.

Второй вариант является более доступным, но уровень ответственности тут не меньше. Если занятия шаманизмом переходят на серьезный уровень тут появляются и различные ограничения и перемены.

В завершение следует подчеркнуть весьма существенный факт касательно шаманских практик в современности.

Многие из них не являются запрещенными к изучению и использованию , то есть практически каждый может получить от этого пользу и для этого не требуется становиться шаманом. Эта традиция является миролюбивой и альтруистичной, созданной для пользы людям, поэтому каждый, кому тема интересна, вполне может без заморочек и посвящения делать (сохраняя разум и соблюдая меры предосторожности) какие-то практики для собственной пользы и пользы других живых существ.

Термин “шаманизм” используется для описания ритуалов во многих культурах по всему миру. На Западе этот термин часто употребляют по отношению к более недавним течениям, которые были заимствованы из других культур или создали свои собственные практики. Шаманизм помогает многим людям самореализоваться, приобрести новые знания и помочь другим, однако учтите, что приверженцы традиционного и нового направления шаманизма не во всем сходятся во взглядах.

Шаги

Часть 1

Различные виды шаманизма

    Изучите историю шаманизма. Слово “шаман” происходит из языка эвенков (народ, живущий в Сибири), его точное значение неясно. Со временем антропологи начали использовать этот термин для описания тех, кто использует духовные практики во многих других культурах, и понятие “шаманизм” прижилось по отношению к индейцам Америки и другим этническим группам. Существует огромное множество различных типов традиционного шаманизма, которые практикуют по всему миру.

    Узнайте, что такое неошаманизм в западной культуре. В XX веке историк Мирча Элиаде и антрополог Майкл Харнер независимо друг от друга пришли к выводу, что многие традиционные верования и духовные практики по всему миру, несмотря на внешние различия, имеют схожие основные принципы, и их можно отнести к “шаманизму”. Это привело к возникновению новых течений, главным образом среди представителей западного мира. К таким течениям относятся “базовый шаманизм” и многие разновидности “неошаманизма”, или “шаманизма Нью Эйдж”.

    Узнайте о противоречиях. Традиционный шаманизм имеет сотни различных форм и дожил до наших дней. Его последователи (как и изучающие религию исследователи) по-разному относятся к современным течениям шаманизма. Спор между традиционными и новыми формами шаманизма касается различных аспектов, и хотя далеко не все течения и отдельные шаманы согласны с приведенными ниже пунктами, о них стоит знать тому, кто приступает к изучению шаманизма.

    Изучите западный неошаманизм. Большое количество материала о современных течениях шаманизма можно найти в интернете и многочисленных книгах. Как правило, это особые теории и практики, созданные отдельными людьми. Ниже перечислены некоторые наиболее популярные течения. В общих чертах эти направления описаны в следующем разделе, посвященном практике шаманизма.

    • Фонд изучения шаманизма поддерживает “базовый шаманизм”, его представители заявляют, что знакомят людей с основными принципами шаманизма по всему миру.
    • Компания Cleargreen была основана Карлосом Кастанедой и занимается псевдо-мексиканским шаманизмом (магическая гимнастика “Тенсегрити”).
    • В 1990-х годах влиятельным деятелем неошаманизма был Теренс Кемп Маккенна, который сочетал многие теории Нью Эйдж с психоделическими экспериментами.
  1. Изучите традиционный шаманизм. Несмотря на различия методов и приемов шаманизма в разных культурах, они обычно включают в себя внезапные сверхъестественные озарения, а также ученичество с наследованием и передачей опыта. Если вы не принадлежите к культуре, которой присущ шаманизм, попытайтесь найти сообщество с соответствующими традициями и изучить их под руководством местного шамана. Кроме того, шаманские традиции описаны в многочисленных книгах антропологов, этнографов и других исследователей традиционных культур:

    • Интервью и описание (на английском) орочонского шамана (северо-восточный Китай).
    • В книге Тома Ловенстайна (на английском) “Древняя Земля: Священный кит и ритуалы охотников-инуитов” описаны ритуалы и мифы охотников на китов из народности инуитов (Аляска).
    • В данной статье (на английском) описаны распространенные шаманские традиции Непала и рассмотрены их отличия от ритуальных практик в других частях мира.

Часть 2

Практика шаманизма
  1. Используйте шаманские барабаны. Проникновение в загробный мир и иную реальность является одной из наиболее распространенных шаманских практик. С этой целью шаманы часто впадают в транс. Попробуйте завязать глаза и несколько минут (или до тех пор, пока не достигнете измененного состояния сознания) играть на барабане в монотонном темпе.

    Медитируйте . Еще один способ впасть в транс или войти в соприкосновение со своей внутренней сущностью заключается в медитации. Многие считают, что медитация является основой любого духовного опыта и прекрасно сочетается с традиционными шаманскими практиками самоусовершенствования. Хотя существует множество различных школ медитации, они все сходятся в том, что первым делом следует закрыть глаза и сесть в укромном месте.

  2. Обращайте внимание на свои сны. Часто сны играют важную роль в жизни тех, кто практикует шаманские ритуалы. В них могут содержаться истина, откровения и другие важные “подсказки”. Заведите дневник сновидений и после пробуждения записывайте в него свои сны. Можно также зарисовывать в дневнике увиденные во снах образы.

    • Нарисованные вами образы могут обладать скрытой силой. Будьте осторожны, если вы не знаете, что они означают.
  3. Общайтесь с духами и другими существами. Несмотря на то что нет универсальных способов встретиться со сверхъестественными существами, во многих культурах эта способность считается обязательной для шаманов. Проникнуть в иную реальность можно в состоянии транса, путем медитации или вследствие необычного и выходящего за рамки повседневности опыта. В результате вы можете встретиться с духом природы, духом умершего и даже божеством. Хотя в шаманизме не существует единого пантеона, опытный шаман поможет выяснить, кого именно вы встретили, и расскажет, как следует обходиться с этими существами, почитать их или управлять ими, в зависимости от конкретной традиции.

    • Учтите, что некоторые из этих существ могут быть злыми и коварными. Нередко ритуалы, в которых используются наркотические средства, жертвы и другие источники силы, рассчитаны на то, чтобы привлечь опасных существ.
mob_info