Типичные ошибки при выборе профессии. Проект на тему типичные ошибки при выборе профессии Что значит ошибка в выборе профессии

Уважаемые коллеги! В прошлой моей публикации была предложена тема для дискуссии по поводу одного из занятий программы по профориентации, с содержанием которого предлагаю вам познакомиться. Занятие предназначено для учащихся 8-9-х классов.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

«Типичные ошибки при выборе профессии»

Цель. Раскрыть учащимся возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии (знание этих ошибок поможет школьникам избежать их в процессе выбора).

Оснащение. Таблица «Типичные ошибки при выборе профессии».

Содержание. Занятие можно построить в форме семинара. Подготовленные заранее учащиеся делают сообщения о разных группах ошибок при выборе профессии, приводя примеры из жизни, литературных источников. Важно, чтобы все участники были вовлечены в обсуждение рассматриваемого вопроса. Как известно, при соответствии личности и профессии происходит как бы полное слияние профессиональной деятельности с собственным бытием человека. Такие люди не мыслят себя без любимого занятия. В качестве примера можно привести жизненные пути известных личностей, о некоторых из них подготовленные заранее учащиеся могут рассказать сами.

После рассмотрения типичных ошибок, данных в таблице, учащимся предлагается практическая работа по выявлению ошибок на основе анализа жизненных ситуаций. Работу можно провести в виде дискуссии «Круглый стол». Ведущим является сам учитель. Дискуссия предполагает откровенный разговор, без сглаживания острых углов.

Ведущий: «Представьте себе, что за столом собрались люди, разные по возрасту, образованию, профессии. Каждый из них, как и вы сейчас, когда-то решал для себя проблему: кем быть? У каждого за плечами свой практический опыт, своя жизненная ситуация. Внимательно выслушайте истории, за которыми стоят реальные люди. Постарайтесь представить, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, помогите им советом, оцените правильность выбора профессии».

Вот, например, один из рассказов. Олег М., 29 лет: «После школы поступил в университет, на географический факультет. Моя будущая специальность - океанология - нравилась. Если на земле, казалось мне, все исхожено вдоль и поперек, изучено и описано, то океан - это мир загадок. Производственная практика на старших курсах, которую мы проходили с выходом в море, еще больше убеждала меня в правильности выбора. Но после получения диплома оказалось, что ни одной заявки на молодых специалистов-океанологов не поступало. Нас выпустили в «никуда», дали свободное распределение, и мы сами устраивались, как могли. Мне повезло: я все-таки нашел работу по специальности в научно-исследовательском институте, участвовал в морских экспедициях и до последнего времени не жалел о выбранной профессии. Через пять лет медицинская комиссия списала меня на берег по состоянию здоровья. Это было ударом. Океанолог, который не имеет возможности работать в море, все равно что нелетающий пилот или непоющий певец… Теперь я не знаю, куда себя деть, чем заниматься. Наверное, мог бы преподавать географию в школе, но натура у меня довольно замкнутая, педагогических способностей абсолютно нет. Придется заново учиться работать и искать для себя что-то…».

Таких рассказов может быть восемь-девять.

По ходу разговора ученики дают свои оценки правильности выбора профессии, анализируют ошибки. Они убеждаются в том, насколько может быть разнообразна и неожиданна жизнь, и человек в ней должен не растеряться и правильно сориентироваться.

Ведущий делает заключение: «Многие из вас столкнутся с трудностями при выборе профессии, никто не застрахован от неудач в учебе, работе. Главное - не терять силы духа не расценивать ситуацию с максимализмом, свойственном юношеству. Каждая встреча, каждый урок, каждая прочитанная страница делают человека богаче, умнее, опытнее. Ведите дневник, записывайте свои мысли о предложенных ситуациях, делайте соответствующие выводы, которые в дальнейшем помогут вам избежать аналогичных ошибок при выборе профессионального пути».

Таблица Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

2. Предубеждения в отношении престижности профессии.

1.Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), неосведомленность о состоянии своего здоровья.

2. Неумение, а иногда и нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

1. Отождествление учебного предмета с профессией.

2. Перенос своего отношения к человеку на профессию.

3. Выбор профессии «за компанию».

4. Неумение определить пути получения профессии.

В конце занятия можно рассмотреть с учащимися примеры ситуаций выбора профессии.

Уважаемые коллеги! Хочется услышать ваше мнение относительно предложенного занятия. Если вас интересна подобная тематика, предлагаю вам дальнейшее сотрудничество.


Типичные ошибки при выборе профессии

Профессиональное самоопределение – это достаточно сложный и трудный процесс выбора будущей профессиональной деятельности. Поэтому здесь всегда возможны ошибки.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы:

Незнание мира профессий (слабая информированность о мире профессий, устаревшие сведения о характере и условиях труда по каждой профессии, предубеждения в отношении престижности профессии).

Незнание себя.

Незнание правил выбора профессии.

Незнание мира профессий

Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях у детей часто бывают неполными, искажёнными, что ведёт к переоценке своей пригодности и ошибкам. Прежде всего, каждый ребёнок должен быть хорошо осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

А где получить информацию о профессиях? Прежде всего, в школе, на уроках по различным предметам, включённым в школьную программу. Кроме того, информацию о профессиях можно получить из научно-популярной литературы, периодической печати, кино, радио, телевидения, в ходе общения со взрослыми, родителями, сверстниками и т.д. Другими словами, существует достаточно много информационных источников.

Подробнее рассмотрим источники ознакомления с миром профессий:

рассказ учителя о профессиях, связанных с преподаваемым им учебным предметом;

Рассказ представителя той или иной профессии, приглашенного в школу для встречи-беседы с учащимися;

Рассказ учащегося, специально собравшего материал о профессии, например, своих родителей или профессии, которая его заинтересовала;

Специально организованная школой экскурсия на предприятие, в учреждение, в профессиональное учебное заведение (ПУ, ССУЗ, ВУЗ), где экскурсоводы рассказывают о содержании труда профессионалов, технических новшествах, о технологии, о продукции предприятия;

Посещение отделов кадров предприятий и ознакомление с информационно-справочными материалами о профессиях, которые там имеются;

Книги, статьи, справочники о профессиях;

Личное практическое участие в отдельных простейших видах труда после некоторой подготовки. Личная проба сил – один из важнейших практических источников сведений и о профессии, и о себе.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии. Например, образ наладчика станков у многих связывается с шумным цехом, промасленной ветошью, грязными руками, однако, теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются в работе осциллографами, измерительными приборами, стендовым оборудованием.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Слово "престиж" имеет латинские корни (иллюзия, обман чувств). В русском языке это понятие обозначает авторитет, уважение, доверие. Деление профессий на престижные и непрестижные весьма условно. Часто престижные профессии (экономист, юрист, менеджер и т.д.) идеализированы и окружены неким привлекательным ореолом. Для человека, стремящегося приобрести определённый статус в своей среде, испытывающего потребность в самоутверждении, социальный престиж играет важную роль. Но необходимо учитывать и такой сопутствующий фактор, как востребованность профессии – потребность работодателей в специалистах данной категории. Желающие получить престижную профессию должны знать, что трудоустройство по этим специальностям затруднено, т.к. количество вакансий гораздо меньше, чем количество претендентов на данные вакансии. И успеха в профессиональной деятельности достигают те, кто прикладывает максимум усилий, желаний и труда. Востребованные же профессии - это те профессии, в которых нуждается общество и где уровень оплаты может быть самым разным. Каждый человек выбирает сам, что ему нужно – работать и зарабатывать сейчас или мечтать о блестящем будущем.

^ Незнание себя

Это – необъективная оценка своих способностей (завышенная или заниженная), незнание своих индивидуально – личностных особенностей, состояния своего здоровья, нежелание или неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. В подобных ситуациях можно порекомендовать обратиться к соответствующим специалистам, в том числе в Омский центр профориентации, где вам окажут профессиональную помощь и помогут разобраться с возникшими затруднениями в определении сферы будущей профессиональной деятельности.

^ Незнание правил выбора профессии

При составлении профессионального плана следует:

Определить главную цель: чем заниматься, кем быть;

Объективно проанализировать и оценить свои возможности;

Полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели, то есть определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве он может получить необходимое образование и специальность;

Наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии.

Таким образом, правильный выбор профессии – это очень важный шаг, от него может зависеть ваша будущая жизнь. Не зря психологи утверждают: "Счастлив тот, кто рад тому, чем он занимается".

Составители: специалисты отдела

Содействия профессиональному самоопределению молодежи

Омского центра профориентации

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека, При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то , что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Но бойтесь того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю вашу судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплина р ных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое о б разование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия сч и таются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна уч и тываться - но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не принос я щей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окаж е тесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за комп а нию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в общ е стве, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, огл я дываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от тов а рищей и в чем сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он - человек, сп о собный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего ос о бенности данного вида деятельности, а не выбирать профе с сию только потому, что вам нравится или не нравится чел о век, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если вас во с хищает душевность учителя по химии - это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

5. «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.

Часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира- спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в профессиях такого рода прих о дится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Оборотная сторона медали таких профессий приводит к разочарованию, обидам и боли, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. . Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем...

6. «Модная профессия». Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, ст о ит напряженный, будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, к о торое озвучит диктор на телевидении.

Огромный риск того, что через некоторое время будет н а блюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкуре н ция. Закон маятника: резкий подъем - предвестник спада.

7. «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...» Времена и социальные обстоятельства, как н е трудно заметить, частенько меняются - это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз - тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных н а клонностях может и отличаться.

8. Профессия, обещающая большие деньги.

Оказывается, не только что-то обещающая, но и требу ю щая немалого: бешеной работоспособности, риска, толсток о жей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха),

принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах... А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы...

9. Отождествление школьного учебного предмета с пр о фессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много - переводчик, эк с курсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий сущ е ствует больше, чем школьных предметов.

10. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

11. Неумение и нежелание разбираться в своих личнос т ных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, род и тели, учителя, товарищи. Полезными могут оказаться псих о логические тесты, а также статьи и публикации на тему поп у лярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информ а ции надо относиться критически, как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопо з нанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

12.Незнание и недооценка своих физических особенно с тей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

I3 . Незнание основных действий, операций и их порядка при

решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:

Анализ предложений на рынке образования;

Анализ спроса на рынке труда;

Объективная оценка своих способностей, склонностей,

знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д. Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно.


1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

По данным исследований, учащиеся школ могут назвать всего 20-26 профессий, в то время как их количество исчисляется 40 тыс.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или

доходность

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется.

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать) .

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму

профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

А если, наоборот, вашему ребенку повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую

профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов

считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических

Способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков,

существенных при выборе профессии.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. В вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его

получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если желая овладеть определенной профессией, ваш ребенок не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Выбор профессии – занятие ответственное и весьма сложное. Далеко не каждый может определиться с тем, кем ему быть – особенно в юном возрасте. В такой ситуации негативное влияние может оказать окружение или собственные заблуждения. Для того чтобы этого не допустить, следует изучить типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии.

1. Профессия выбирается без представления о том, чем нужно будет заниматься

Молодые люди, планируя пойти куда-либо учиться или начать трудовую карьеру, редко в достаточной мере осведомлены о том, чем занимаются представители тех или иных профессий. В такой ситуации выбор делается, по сути, наугад. Чтобы не попасться на эту удочку, следует заранее изучить профессию, узнать, что именно нужно будет делать, при помощи каких инструментов, в какое время и в каких условиях. Иногда высокие умственные способности важнее физической силы и крепкого здоровья, а иногда – наоборот. А также необходимо заранее озаботиться тем, насколько велик спрос на выбираемую профессию среди работодателей.

2. Профессия выбирается исходя из ее престижности или предполагаемой доходности

Одно из самых распространенных заблуждений: если профессия считается престижной, то и оплата будет высокой. На самом же деле, уровень доходов зависит от занимаемой должности, размера компании, спроса и предложения на рынке труда. Кроме этого, представления о престижности могут различаться у разных групп людей и в разных странах. Например, во многих странах профессия шеф-повара считается престижной, а в Индии поваров приравнивают к прислуге.

3. Выбор делается на основе любимого учебного предмета

Подобные проблемы нередко возникают у школьников или студентов. Предпочитая какой-либо один предмет, они стараются выбрать соответствующую специальность. Однако в большинстве профессий необходимы знания из многих сфер, поэтому такой подход не будет эффективным.

4. Отношение к представителю профессии заменяет собственные ощущения

Такая ошибка может быть совершена не очень самостоятельными людьми, чей разум затуманен личной привязанностью к человеку определенной профессии. Если вам кто-то нравится, это не значит, что вам будет интересно заниматься такой же работой, как у него. Возможна и обратная ситуация: вам кто-то не нравится, и этот негатив переносится на его деятельность. Очевидно, что ничего разумного в таком подходе нет и от подобных предрассудков нужно избавляться.

5. Специальность выбирается «за компанию»

Подобный сценарий при выборе профессии не редкость. Конечно, здорово пойти учиться туда же, куда и лучший друг. Но, по факту, такая позиция говорит о том, что человек просто не хочет брать на себя ответственность за принятие решения.

6. Пренебрегаются собственные увлечения, интересы и способности

Один из принципов поиска профессии заключается в том, что работа должна приносить не только деньги, но еще и радость. То есть она должна быть по душе. Это очевидный факт, которым, тем не менее, многие пренебрегают. Нередко это делается из-за сомнений в том, что интересная работа может принести хороший доход. Правда, обычно упускается из виду и тот факт, что на нелюбимой должности за большие доходы придется расплачиваться душевными страданиями. Кроме этого, мало кому удается достигать больших успехов в том, что им не нравится делать.

  • Рекомендуем прочитать —

7. Выбор делается под влиянием чужого некомпетентного мнения

В окружении любого человека всегда есть немало советчиков. Они всегда «лучше всех» знают, что лучше для других. Такие советчики могут оказать негативное влияние и на человека, находящегося в поисках профессии. Это могут быть, например, родители, решившие за ребенка, что он обязательно станет врачом, учителем или военным. Если абитуриент не испытывает к этим профессиям особого интереса, то и успеха в этих делах он вряд ли добьется.

mob_info