Упражнения для того чтобы ребенок начал говорить. Действенные заговоры, чтобы ваш ребенок заговорил

У любой мамы с каждым новым достижением малыша просыпается гордость за него. И какая мамочка не гордится первым лепетом своего ребенка, первыми звуками, так похожими на слова. Присоединяется вся семья в поиске смысла этих щебетаний. Первые «па-па-па», «да-да-да», «ма-ма-ма» приводят в восторг и бабушку и дядю! И за каждым новым звуком наблюдать все интереснее. Но спустя год, а то и два у некоторых детей словарный запас остается ограничен этими «недословами». Новые звуки появляются, а вот полноценных слов (даже исковерканных, как оно и должно быть) не появляется. И все что слышно от малыша – это набор слогов. И так хочется, чтобы твой ребенок быстрее заговорил…

Родители начинают переживать и задаваться вопросом, не пора ли уже ему заговорить. У соседей кроха в 1,5 года говорил целые словосочетания, а ваш малыш все еще использует слоги. И начинаются походы по специалистам, врачам, логопедам. Каждый говорит разный вердикт, назначает лекарства, стимулирующие мозговую активность, другие говорят, что это нормально и стоит просто ждать. Но вы понимаете, что тут нужно другое.

К ответу на вопрос: что можно сделать, чтобы ребенок быстрее заговорил, мы подготовили 9 способов. Если никаких проблем у него не проявляется, то нужно помочь малышу развивать речевой аппарат.

9 способов развития речи у ребенка:

  • Говорите с ребенком много. Озвучивайте все ваши действия, общайтесь с малышом по принципу «повторение – мать учение». Говорите ребенку как называется каждый предмет в доме, повторяйте это несколько раз в день, но так, чтобы кроха действительно увидел предмет и обратил внимание на то, как вы его говорите. Звучание должно быть четким. Говорите ребенку о том, что происходит на улице, когда к вам приходят гости, когда возвращается домой с работы кто-то из родных.
  • Используйте хитрость в повторении приевшихся слогов. Малыш бормочет «да-да-да», повторите за ним. Добейтесь того, что вы будете говорить это хором. Ребенку это придется по вкусу, и он будет бормотать, ожидая от вас того же. Продолжайте веселиться, а потом задайте новое похожее сочетание слогов, не сбиваясь с ритма – «ди-ди-ди». Повторяет ли малыш? Продолжайте под эту согласную подбирать гласную. Это хорошая развивающая игра, которая усиленно тренирует речевой аппарат.


  • Мелкая моторика влияет на развитие речевого аппарата. Все дело в том, что кончики пальцев, а также умение управлять своим телом, его движениями связаны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. И поэтому стоит давать ребенку игрушки с разной поверхностью: гладкие, шершавые, с шариками, крупами и т.д. У малыша должен быть выбор.
  • Меньше жестикуляции. А точнее реакции на нее. Ваш ребенок наверняка показывает пальцем на то, что хочет и протяжно мычит. Так он просит что-то. Постарайтесь не реагировать на такие жесты, и отдавая то, что он просит, говорите – скажи «дай». Со временем усложняйте вариант. Пусть малыш называет вещь, которую он хочет получить. Но сначала назовите ее сами – скажи: «Мама, дай пить». Таким образом можно выучить слова благодарности.
  • У детей замечается интерес к звукам животных, машин. Учите вместе животных, рассматривая картинки в книжках. Повторяйте ребенку: Корова говорит – «му-му», киса говорит –«мяу-мяу», собачка говорит – «ав-ав».
  • Колыбельные. Пойте их ребенку почаще. Да и вообще в течении дня. Не переживайте за то, что у вас нет голоса и слуха. Для вашего малыша ваша песня самая сладкая. Можете использовать хитрый прием, будто бы забыли слово или окончание, путайтесь в словах. Кроха захочет вас исправить.


  • Учите с ребенком детские стишки. Дети их обожают, для них это больше развлечение. А на самом деле они и обучаются. Можно читать по 10 раз за день, малыш будет слушать их как в первый раз.
  • Если малыш хочет вам что-то рассказать, показать, то не заставляйте его ждать. Слушайте внимательно, смотрите в глаза. Используйте интонацию удивления. Покажите свой интерес. Это пробудит у ребенка желание рассказать вам все, что он видит, все что слышит, все что хочет.
  • Старайтесь до 2-3 лет минимизировать использование гаджетов в жизни ребенка. Фантазия малыша здесь становится пассивной, он скорее наблюдатель, чем участник процесса Используйте все вокруг. А электронные игрушки оставьте на потом.

Развивать речевой навык не так и сложно. Весь секрет в том, чтобы общаться с ребенком как можно чаще. Показывать ему и рассказывать все, что его может заинтересовать. Радуйтесь его успехам и новым словам, и запаситесь терпением. Чтобы твой ребенок быстрее заговорил, в любом случае потребуется время.


Теперь, когда вы знаете какими способами развивать речь ребенка, стоит понимать норму и сроки развития речевого аппарата

Нормы и сроки

Раньше врачи говорили, что отсутствие речи у ребенка до трех лет является нормой. Но под эти понимали отсутствие построения предложений. А не полное молчание. Если ребенок не говорит совсем до 2 лет, это повод насторожиться. Если же ребенку больше 1,5 лет, а дальше слов «мама», «папа», «баба» он не говорит, то стоит задуматься. Скудный словарный запас это не есть хорошо. И либо у ребёнка отсутствует мотивация говорить, и родители не развивают его речевой аппарат, либо есть проблемы.

Главное не паниковать. Многие невропатологи считают, что ребенок в 2 года обязан говорить целые предложения. Но стоит помнить два фактора. Если у вас сын, то мальчишки дольше развиваются. Если девочка, то возможно она стесняется. Это не повод пить таблетки, ходить по процедурам.

Если у вас есть сомнения, отведите ребенка к невропатологу. Но выбирайте хорошего врача, поспрашивайте у знакомых, наверняка они ходили.

Однако прежде чем переживать стоит понимать, что малыш в таком маленьком возрасте не может осознать важность языковой функции, не владея речью. Но скорость расширения словарного запаса очень большая, что не может не удивлять.


И определить точную дату появления первых связных слов ребенка нелегко. Одни дети до года говорят до 100 слов и более, в то время как дети после двух лет все еще молчат, даже если психологическое развитие в норме. Т.е. сроки и темпы развития речи подсчитать невозможно заранее, все сугубо индивидуально. Но нормой, установленной специалистами, является овладение словарным запасом в 200-300 слов является возраст до 2 лет. Не стоит переживать если ребенок еще столько не говорит. Эта проблема решаема, с помощью упражнений и советов врачей.


«Детей надо учить тому, что пригодится им,
когда они вырастут».
Аристипп (древнегреческий философ, ученик и друг Сократа).

Умение облачать свои чувства, мысли, переживания в слова – один из важных социальных навыков человека, который во многом определяет не только качество его жизни, но и демонстрирует широту кругозора, интеллектуальную развитость. От того, насколько виртуозно человек владеет , зависит эффективность его взаимодействия с ближайшим окружением, карьерный рост и благополучие. Вот почему так важно учить «говорить» своего ребенка с самого раннего возраста, а именного с того момента – как только он начинает понимать происходящее вокруг себя.

Этапы развития речи у ребенка

Каждый человек с самого рождения проходит в своей жизни определенные этапы или стадии, так же обстоит дело и в освоении речи.

Итак, первая стадия – воспроизводство первых звукосочетаний, в народе еще закрепилось своеобразное название данного этапа — «гуление», в среднем наблюдается в 2-3 месяца.

Переход из первой стадии во вторую происходит в 5 -7 месяцев,когда звукосочетания становятся более отчетливыми.

Третья стадия наступает, если ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися звукосочетаниями, такие как: «мама», «папа» и так далее, при этом слабо еще соотнося их с определенными объектами.

А вот после 9 месяцев, ребенок уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.

Примерно к году , ребенок владеет от 3 до 10 «слого-слов» , и дальше багаж знаний пополняется стремительно быстро. После полутора лет ребенок уже вполне может изъясняться простыми предложениями.

В два годика – ему покоряются языковые нюансы, приобретается умение сочетать слова с предлогами и употреблять их в правильном порядке.

Если вы из числа тех, кто стремится, как можно раньше развить определенные навыки своего малыша, а ваш ребенок все никак не заговорит, то тогда эта статья именно для вас.

20 способов как помочь ребенку заговорить

  1. Как можно меньше используйте пустышки — соски. Поскольку, их длительное сосание может создать проблемы с прикусом и с артикуляцией.
  2. Запрещайте сосать палец – последствия аналогичные, что и с пустышкой.
  3. Развивайте мелкую моторику, она стимулирует мыслительные процессы и речь.
  4. Читайте ребенку как можно больше книжек, начиная с 3 месячного возраста.
  5. Как можно больше разговаривайте с малышом.
  6. Поощряйте познавательные действия ребенка.
  7. Уделяйте внимание артикуляционным играм (представлены ниже).
  8. Устраивайте домашние инсценировки и представления.
  9. Многократно повторяйте стишки, песенки, потешки.
  10. Не говорите в разговоре с малышом слишком быстро, используйте простые и понятные слова.
  11. Проговаривайте вслух, что вы делаете.
  12. Прослушивайте музыку и песенки для детей.
  13. Как можно реже используйте в обучение ребенка электронные игрушки, так как они формируют пассивного участника, за счет того, что все делает за ребенка электроника.
  14. Будьте интересным собеседником, используйте в разговоре с крохой мимику.
  15. Побуждайте ребенка озвучивать свои просьбы не языком жеста, а именно словами.
  16. Повторяйте за ребенком, задавайте простые вопросы, тем самым вы мотивируете говорить его чаще.
  17. И дома и на прогулке, произносите название всех предметов, которые заинтересовали малыша.
  18. Ведите дневник новых слов, для контроля речевого развития.
  19. Радуйтесь каждому новому слову, хвалите, восхищайтесь.
  20. Посещайте развивающие центры для малышей, поощряйте общение с другими детьми.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.

Артикуляционные игры

С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:

  • Погулять язычок собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
  • Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
  • На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
  • Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).

Скороговорки для развития речи

Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:

Данная скороговорка нацелена на выработку звука [Р] :

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [Ж]:

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [С]:

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Скороговорки на звук [Ш]:

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.

Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка », статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.

Обучающий массаж ручек

Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.

  • Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
  • Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
  • Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
  • Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
  • Встряхните кисти рук.

Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.

Игра для развития пальчиков

— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)

— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)

— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)

— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)

— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)

— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).

Развивающая речь игра «телефон»

Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».

Игра «праздничный пирог»

Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».

Видео

А познавательное видео, которое вы можете посмотреть ниже, ответит на многие волнующие вопросы. Консультацию проводит руководитель школы правильной речи «Риторика» Филипьева Инна Валентиновна.


И напоследок, иногда, ребенок начинает говорить после сильных положительных эмоций. Устраивайте ребенку праздники, дарите как можно больше радости.

Хороших вам результатов!

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(16 оценок, среднее: 4,31 из 5)

«Ребенок не говорит. Что делать? Почему ребенок не хочет говорить?» такой вопрос волнует любую маму молчащего малыша 2 – 2, 5 лет. Чтобы помочь ребенку заговорить, нужно понять причину отсутствия у него активной речи. Ведь именно от причины будет зависеть то, как надо помочь этому конкретному ребенку. Поэтому главным вопросом для нас будет «Почему ребенок не говорит?». Для того чтобы ответить на него, нужно внимательно понаблюдать за ребенком и за… собой. И тогда станет ясно, что в большинстве случаев можно помочь малышу… изменив себя, а не пытаясь изменить его!!! Хотите узнать, как это сделать?

Вот самые типичные причины молчания малыша и способы помочь малышу заговорить.

Причина 1. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым

Если общение мамы и ребенка 2 лет строится так же как общение мамы с младенцем до года, то слова ребенку просто не нужны!!! Ведь общение с мамой сводится к обмену ласками, улыбками, взглядами, прикосновениями, когда всё ясно без слов. В центре внимания ребенка в таком случае – мама, как в младенчестве. Мама гладит, ласкает, говорит, какой он хорошенький — вот и всё содержание общения с ребенком. Мама угадывает каждое желание малыша по его первому звуку и взгляду и удовлетворяет все его потребности заранее, когда еще ребенок даже не попросил. Вроде бы всё хорошо, ведь мама любит малыша, понимает его, но есть одно «но» — ребенок не разговаривает и не используются эффективно возможности возраста — возраста, когда ребенку уже требуется активное знакомство с окружающим, экспериментирование с предметами. И маму уже пугают задержкой развития ребенка с плачевными последствиями.

Что делать? Для исправления создавшегося положения достаточно изменить содержание общения с ребенком, чтобы он смог перейти на следующий этап развития. И речь появится сама т.к. станет жизненно необходима малышу. Что это означает?

1.Если мы хотим, чтобы ребенок заговорил, в центре внимания ребенка должна оказаться уже не мама, а предметы. А мама будет выполнять другую роль — помогать малышу осваивать предметный мир. Различные развивающие игрушки и даже самые обычные предметы – платочек, шнурки, кастрюли, миски, вкладывающиеся одна в другую – вот что будет вызывать познавательный интерес малыша на новом этапе. Рвать, мять, бросать, вкладывать, наматывать, шуршать, катать, искать, трясти, возить, собирать. Именно в таких важных «делах» происходит рождение первых слов – «дай», «на», «не надо» и т.д.

Достаточно ли будет просто иметь такие игрушки дома? Нет! Малышу нужен партнер по игре с предметами, источник новых впечатлений, образец для подражания. И эту роль должна выполнить мама, вызвав его интерес к предметам своими действиями.

ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:

В подтверждение – данные эксперимента психологов. С детьми проводилось 15 занятий, на которых дети рассматривали две непривлекательные пластмассовые игрушки – машину и слоника. Но показывали им эти две игрушки по-разному. Машину активно демонстрировал взрослый-экспериментатор. Он ее держал в руках, показывал, как ее катать, какие у нее колесики, открывал дверцы, и при этом ярко выражал своё восхищение этой игрушкой. А вот слоник просто стоял на столе перед детьми.

Через две недели после окончания этих занятий этим же детям снова показали и машинку, и слоника, но уже вместе с другими очень яркими и привлекательными игрушками. Как Вы думаете, какие игрушки выбирали дети?

Они выбирали не новые привлекательные игрушки, а.. машинку! А слоника дети просто игнорировали. И даже на него не смотрел.

Поэтому взрослому нужно всегда быть источником новых впечатлений для малыша.

ПРИМЕР:

Вот ребенок бросает мяч. Покажите ему, что мяч можно не только бросать, но и катать друг другу по полу, закручивать как юлу, прятать, попадать им в ворота или в детскую баскетбольную стойку, метать в цель, передавать над головой, отбивать о пол и т.д. Это вызовет необходимость в простых словах – где, беги,дай, на, мне, тебе, не дам, моё, упал и т.д.

2.Именно взрослый создает для ребенка потребность в слове. И очень часто молчащие дети очень быстро начинают говорить, попав в другую обстановку – например, в ясли, где его не понимают с первого взгляда и приходится использовать слова.

Расскажу одну совершенно реальную историю из серии «Нарочно не придумаешь» о 2-летнем молчащем мальчике из семьи моих друзей. Мальчик не говорил, хотя ему было уже 2,5 года. Однажды его маме нужно было надолго отлучиться из дома, и она оставила сына с няней. Няню предупредили, что ребенок еще не говорит. Когда ребенок проголодался, няня достала из холодильника кефир и дала малышу. «Кефильчик холодный, подоглеть забыла», — вдруг изрёк ребенок. Няня села на стул от удивления. В таком положении ее и застала пришедшая мама. «А что же ты раньше молчал?» — спросила мама ребенка. «А ланьше кефил теплый был», — ответил изумленной маме ее сын. Прямо как в анекдоте! Этот мальчик заговорил сразу предложениями, и больше в его жизни никогда не было повода волноваться за речь. Сейчас этот мальчик уже взрослый. А сколько переживаний было у мамы, когда ребенок не говорил в свои 2 года!!!

Всегда ли нужны столь экстремальные меры? Конечно, нет!!! Однако взрослому нужно создавать ситуации, побуждая ребенка к говорению, делая вид, что он его не понимает. Но тут надо знать меру – важно именно побуждать к речи, а не принуждать!!! Расскажу о тех способах побуждения к речи, которые я использовала в общении с молчащими детьми и их родителями.

Способ 1. Я называю подобный способ — «Непонятливый взрослый». Вот один из примеров применения этого способа. Возьмите одну новую яркую игрушку и несколько старых непривлекательных игрушек (в качестве новой можно использовать игрушку, которая несколько недель не была на глазах у ребенка, и он ее уже забыл). Поместите их так, чтобы ребенок сам не мог их достать (например, на полке в шкафу). «ЫЫЫЫ», — говорит ребенок и показывает пальцем на новую яркую привлекательную игрушку, пробует дотянуться, но не может. Взрослый предлагает ему старую непривлекательную игрушку с этой полки. Малыш пробует жестами объяснить непонятливому взрослому, что ему надо, попутно у него появляется лепет, он требовательно смотрит на взрослого, показывает пальцем на новую игрушку. Взрослый четко называет игрушку, например «киса» или «Катя» (кукла) несколько раз, но не даёт ее. Можно спросить: «Дать кису? Кису?» или «Тебе матрёшку дать? Скажи – дай, дай, матрешку». Ребенок начинает смотреть на взрослого и вслушиваться в слово, пытается двигать губами. Пытается произнести слово. Взрослый еще раз дает образец слова, несколько раз его произнеся с вопросительной интонацией: «Киса?». И часто ребенок делает попытку говорить! Или двигает губами. Тогда мы говорим «вместе с ним», поощряем и даем игрушку.

Маме на заметку:

1.Этот способ не сработает, если:

  • сразу дать игрушку, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость,
  • эта игрушка находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать,
  • игрушка уже знакома ребенку или непривлекательна,

2. Если ребенок не говорит и не пытается говорить, а демонстративно топает ногами, капризничает, кусает взрослого, царапается и даже бьет маму (увы, и с таким общением мамы и ребенка пришлось встречаться) или использует другие неадекватные способы получить игрушку, то он игрушку не получает.

2. Здесь надо быть твердым, но доброжелательным и любящим – т.е. взрослый не наказывает ребенка, не давая ему желаемую игрушку, а он его просто не понимает, но при этом любит и поддерживает.

Этот способ мне пришлось использовать в работе с неговорящим мальчиком 5 лет (!!!). Жили они вдвоем с мамой. Общение этого ребенка с мамой строилось так, что мальчику речь была не нужна – не успевал он поднять пальчик, как мама тут же давала ему или игрушку, на которую он показал, или вкусную еду и т.д. В садик ребенок не ходил. Дома много смотрел телевизор (телевизор не может быть партнером по игре ребенка и потому не стимулирует речь у молчащего ребенка, а просто его занимает на время).

Как была решена проблема? Мальчик был включен в мини-группу из 4 говорящих детей его же возраста для занятий с условием – мама на занятиях быть не должна и ни под каким предлогом не должна заходить в комнату, где проводились занятия с детьми. Мне пришлось играть роль «непонимающего взрослого», который очень хочет помочь ребенку, хорошо к нему относится, но жесты ребенка не понимает. На занятиях дети рисовали, играли на музыкальных инструментах, делали опыты, т.е. специальных речевых упражнений не проводилось. Но специально создавались ситуации, в которых требовалась помощь взрослого – достать, передать и т.д. Сначала ребенок пробовал уже усвоенные им способы общения – тыкал пальцем, мычал. Если не получал желаемого, то топал ногами и громко кричал. Но я разводила руками, сочувственно на него смотрела, и делала вид, что ничего не понимаю. Потом он понял, что «попал»!!! «Пора менять тактику! Эта тётя имеет кучу очень привлекательных новых предметов, но совсем не понимает жестов!!! Как же тогда добыть эти предметы?» И «процесс пошел»:). Сначала первые слова. Через месяц ребенок заговорил сразу фразами! Через полтора месяца в его речи появились сложноподчиненные предложения. Через полгода он пошел в детский сад, а через полтора года в обычную общеобразовательную школу. Данный способ работает только в том случае, если у ребенка нет проблем в развитии. Т.к. есть случаи, когда малыш даже если и очень хочет, но просто физиологически не может повторить за вами слово!

Способ 2 – «Поручения». Если ребенок «не хочет говорить», то очень часто разговорить его помогает прием поручений. Попросите ребенка принести Вам нужную вещь, попросив ее у папы, бабушки, старшей сестры. Скажи: «Папа, дай» — говорите Вы малышу. И ребенок бежит к папе, желая Вам помочь. Мотив заговорить есть, а значит есть и шанс перестать молчать! Попросите других членов семьи почаще привлекать ребенка к подобным поручениям, требующим речи, и через некоторое время Вы заметите изменения в речи ребенка.

Другая распространенная ситуация, очень подходящая для поручения – попросите малыша позвать всех членов семьи на ужин, завтрак или обед. Скажи – «Иди, папа. Иди, деда. Иди, иди». И малыш побежит выполнять просьбу, а значит у него появится желание – мотив заговорить. Можно говорить слова с ним хором, пропевать их на мотив песенки.

Способ 3 – «Договаривание слогов». Вы говорите первую часть слова, а ребенок договаривает последний слог. Вы встречаете старшего ребенка из школы и радуетесь ему вместе с малышом: «Кто пришел?»,- спросите малыша 2 лет. И помогите ему началом ответа: «Во….». «Ва» — договаривает малыш, обращаясь к братику Вове, пришедшему из школы. Почаще привлекайте ребенка к такому договариванию конца слов, и заметите, что через некоторое время малыш сам начнет произносить эти слова уже без Вашей помощи. С детьми постарше так же можно договаривать строчки из простых стихов.

Не акцентируйте внимание родных, знакомых и самого малыша на том, что ребенку 2 года, а он не говорит. Тем более не подсмеивайтесь над ним и не сокрушайтесь при малыше. Этим Вы очень поможете малышу быстрее заговорить. Просто верьте в него и в себя и действуйте.

Что нужно знать родителям о задержке речевого развития детей, Вы найдете в видео «Задержка у детей речевого развития. Как разговорить ребенка?»

Тот, кто попадал в далекие страны, где чужой язык был непонятен, вполне может осознать чувства крохи, осваивающего родную речь.
Знаете ли вы, что детишки - настоящие полиглоты? Во всех странах мира малыши начинают говорить одинако­во: «6а-ба» «да-да».

Разговариваем с ребенком.

Что делать чтобы ребенок начал быстрее говорить? (возраст 6-12 месяцев)

Со своим пока ограничен­ным „словарным» запасом кроха управляется весьма лихо. Хотя смысла в речи еще нет, ребенка увлекает ритм. Ну и конечно, малыш обожает общаться. Если вы поддерживаете „разговор», кроха восторженно воркует и тараторит, полный счастья.

Это важно!
Вы с нетерпением ждете пер­вого слова. Ведь как хочется услышать из детских уст „ма­ма-папа»! Так бывает часто - ведь эти слова состоят из двух слогов. Но пожалуйста, не обижайтесь, если малыш радостно говорит всем „ма­ма». Несмотря на то что язы­чок уже подчинил себе зву­ки, смысл часто остается за бортом.

Ускоряем процесс

Побольше разговаривайте с ребенком. О чем? Рассказы­вайте, что вы делаете, ком­ментируйте все ваши совме­стные передвижения и мани­пуляции. Очень важно не сюсюкать (во всяком случае, постоянно), четко выговари­вать слова, чтобы ребенок мог вычленять на слух слова из сплошного речевого пото­ка. Не бойтесь погружения в детскую лексику: пока маши­на вполне может именовать­ся „би-би».

Что нам мешает?

Постоянный звуковой фон — непрекращающаяся, пусть и негромкая, музыка, долдоня­щее радио или телевизор - это слишком для неокреп­шей детской психики. Пока малыш еще не в силах вос­принять отдельно голоса па­пы, мамы и дикторские ком­ментарии с экрана - все это для него сплошной гул.

Игры и книги

Детишки любят „глупые» вопросы, например: „Где же на­ши пальчики? Вот они!» Тут вы нежно целуете маленькую ручку. Пришло время ласковых игр, народных по­тешек и присказок („Тянем- потянем», „Сорока-воровка»). Первая книжка малыша должна содержать крупные четкие иллюстрации, желательно, чтобы на странице было одно изображение известного крохе предмета (мяч, тарелка, мышка).

Маме на заметку!

Девочки обычно произносят свое первое слово на пару не­дель раньше мальчиков. Од­нако уже к 9 месяцам все ма­лыши начинают свои упраж­нения по освоению речи. Так что, если карапуз упорно молчит, на всякий случаи по­советуйтесь с доктором развитие каждого ребенка индивидуально.


Как помочь ребенку развить речь? (возраст от 12 до 18 месяцев)

В этом возрасте малыш про­износит четко и ясно свое первое настоящее слово. Правда, со смыслом иногда туговато - порой говоря „гав-гав», ребенок подразу­мевает все, что движется, от собачки до машины.

Это важно!
Умение систематизировать понятия - колоссальное достижение детского интеллек­та. Если ребенок уже разли­чает мужчин и женщин, на­зывая всех мужчин папами, не расстраивайтесь. Это сви­детельствует только о том, что мозг вашего крохи пре­красно развивается. И пожалуйста пока не поправляйте произношение ребенка.

Ускоряем процесс

Рецепт остается прежним: говорите, говорите, говорите. Только не стоит тренировать малыша, словно попугайчи­ка: „Ну скажи баба, деда, ки­са…» Лучше постоянно ком­ментируйте свои действия: „Сейчас я беру эту малень­кую морковку и режу ее на кусочки». На детское эхо „ока» слова „морковка» реа­гируйте радостно,но затем четко скажите: „Морковка».

Что нам мешает?

Соотношение простое: много родительской критики - ма­ло детской речи. Карапузу совсем не нравятся постоян­ные поучения, если ему все время говорят, что он непра­вильно произносит слоги. В такой ситуации дети ощуща­ют себя неуверенно и, естест­венно, выбирают самый лег­кий ход - замолкают.

Игры и книги

Пришло время познакомить малыша с рифмами. Крохам также очень нравятся эмоци­онально окрашенные игры: „По кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку - бух!», «Сорока-воровка кашку ва­рила». Книжки по-прежнему с большими картинками по одной на странице, почти без текста.

Маме на заметку

Если малыш в 16 месяцев не реагирует на вашу простую просьбу („Дай мячик»), посетите доктора, такой же совет актуален и в случае, если ребенок еще не произнес своего первого слова. Может быть, кроха плохо слышит.

Как научить малыша говорить? (возраст около 2 лет)

Детишки могут произносить уже около 50 слов. Результат, который вполне достижим: ребенок сам составляет первые предложения („Оля ест». «Мама тут»). Время тайного разговора между родителями и ребенком в прошлом, теперь даже посторонние понимают, что именно хочет сказать малыш.

Это важно!
Еще раз хочется подчерк­нуть, что развитие речи - процесс сугубо индивиду­альный. Некоторые малыши начинают сразу говорить не спотыкаясь, без сучка и задо­ринки, другие сначала нара­батывают словарный запас. Важно: если ваш ребенок - молчун, ему нужно еще боль­ше совместных разговоров!

Ускоряем процесс

Успешное освоение речи на­ходится в прямой связи с мелкой моторикой кистей. Дело в том, что в мозгу обла­сти, отвечающие за эти функции, располагаются ря­дом. Стимулируя одну, вы тем самым развиваете и дру­гую. Поэтому - больше воз­можностей для развития мо­торики: пальчиковые игры, лепка и рисование. Очень по­лезно катать и перебирать маленькие шарики и бусин­ки (внимание: будьте осто­рожны, следите, чтобы кроха не нашел бусинкам другого применения!).

Что нам мешает?

Не сравнивайте успехи соб­ственного ребенка с дости­жениями других детей. Ма­лыш вступил в период осо­знания себя как личности, а выразить свой протест вашей критике он пока умеет толь­ко словом „нет».

Игры и книги

Актуальны ролевые игры. Книжки с четкими понятны­ми картинками уже содержат небольшие истории.

Маме на заметку

Если ребенок произносит некоторые слова коряво, но посторонние их все равно понимают, не пускайте дело на самотек. Приложите усилия, сейчас самое время оттачивать произношение.

mob_info